«Facebook врет»: Маргарита Симоньян о причинах блокировки проектов RT

18/02/2019 - 21:21 (по МСК) Евгения Зобнина, Анна Монгайт
Поддержать ДО ДЬ

«Россия спонсирует вирусные видео, нацеленные на американских миллениалов» — сюжет с таким заголовком вышел на CNN, после чего четыре страницы различных проектов Russia Today на фейсбуке были заблокированы. При этом формальных правил соцсети эти страницы не нарушили. Подробности произошедшего — в сюжете Евгении Зобниной. Также Дождю удалось дозвониться до главреда RT Маргариты Симоньян и узнать ее мнение о блокировке.

Маргарита, Facebook утверждает, что отправлял запрос в компанию Maffick Media с вопросом о владельцах, но не получив ответа, заблокировал страницы. Так ли это? Правда ли был запрос?  

Facebook врет, никакого запроса не было. Мы вообще узнали о том, что они что-то хотят у нас спросить из сюжета CNN. Может, они спрашивали у CNN про нас, так CNN про нас не в курсе. А нам они вопросы не задавали. Более того, мы не можем с пятницы с ними связаться, то есть это мы им с пятницы задаем вопросы: «Алё, Facebook, что случилось?». 

Мы же эту историю сделали публичной только сегодня, потому что мы рассчитывали, что, может быть, Facebook придет в себя и за выходные что-то нам ответит, скажет, что это ошибка, недоразумение, выяснит у нас что-то, какие там у них к нам вопросы. Ноль, вообще реакции ноль. Вот сегодня Песков сказал, что нужно, чтобы они объяснили RT, что произошло, нужно, чтобы RT выяснил причины. Мне очень интересно было бы узнать, каким способом мы можем выяснить эти причины, если компания нам не отвечает. 

А вы каким образом пытаетесь с ними связаться? Также через фейсбук? 

Мы, как все, связываемся через фейсбук. Мы же не первый день, не первый год взаимодействуем с Facebook. По нашим обычным каналам, по которым мы всегда с ними и связывались, и рекламу размещали, и вообще много у нас разных контактов и каналов c Facebook, то есть это мы не на деревню дедушке пишем и не уборщице в головном офисе Facebook, это точно. Раньше мы всегда получали ответ, сейчас мы ответов не получаем. 

RT в своем телеграм-канале пишет, что больше этих проектов на фейсбуке мы не увидим. Но вот социальная сеть указала, что как только паблики укажут структуру собственности, все будет разблокировано. Вы планируете это делать ради той самой разблокировки? 

Социальная сеть врет, социальная сеть рассказывает, что они пытались с нами связаться. Не пытались. Теперь они говорят, что мы укажем что-то где-то, они нас разблокируют. У нас все везде указано, если нужно еще что-то указать, мы с удовольствием укажем. Они же с нами не выходят на связь, как мы должны понять, что еще они от нас хотят? Мы можем им отправить, я не знаю, устав, бюджет. Что еще? У нас совершенно открытое СМИ, мы автономная некоммерческая организация, все про нас известно давным-давно, почти 15 лет мы на рынке. Какие есть еще вопросы? Мы готовы на них ответить. 

Они же сейчас пытаются, они же не могут просто сказать, мы их заблочили, потому что они из России, а все, что из России, у нас теперь фактически под запретом. Это же будет нехорошо. Это же будет цензура, даже вам это не понравится, либеральным СМИ, да, некрасиво как-то. Они так сказать не могут. Поэтому они придумывают, абсолютно просто откровенно придумывают поводы, что вот нет-нет-нет, это вводит в заблуждение, это еще что-то. Как может вводить в заблуждение то, что проект ведет наша ведущая, которая работает у нас ведущей уже больше десяти лет. 

Что вводит в заблуждение? Она что там, в маске, я не понимаю? Она там под чужим именем? Нет, все абсолютно открыто, явно, ясно. Мы вводим всех в заблуждение в гораздо меньшей степени, вообще не вводим в заблуждение, чем, например, вы. Вот вы на своих аккаунтах пишете, откуда у вас финансирование? Не пишете. А про нас все знают, что у нас финансирование государственное, пожалуйста, отчеты о нем можно посмотреть в открытом доступе, и вообще бюджет Российской Федерации публикуется. 

Мы тоже пишем, откуда у нас финансирование. Наши финансисты — это наши подписчики. Сенаторы готовят законопроект о суверенном…

Так, вы, видимо, не видели ваши документы. Они тоже есть в кое-каком доступе, в том числе открытом. Там указано, что у вас некий кредит, который давным-давно был вам выдан, и кем он выдан не очень понятно. Это неправда. Мы тоже пытались понять структуру вашего финансирования, не поняли. На деньги от ваших подписчиков вы никогда бы не выжили. Ну ладно, вопрос не к вам, вопрос в том, что… 

Мы с удовольствием расскажем, если есть какое-то непонимание, откуда, собственно, деньги телеканала Дождь. Сенаторы готовят законопроект о суверенном интернете, объясняют это возможной блокировкой извне. Можно ли сказать, что это локальный пример такой блокировки? У вас есть, например, альтернативный план на случай полного отключения? 

Ну, слушайте, это вопрос на самом деле серьезный, потому что вы же видите, куда все это идет, и куда все это катится. Еще несколько лет назад нельзя было предположить, что тебя начнут блокировать не за то, что ты поставляешь какой-то чудовищный контент, я не знаю, порнографию или призывы вступать в какую-нибудь незаконную террористическую организацию, нет, что тебя начнут блокировать просто по географическому, по геополитическому и по политическому принципу. Это происходит сейчас. Нам, наверное, сейчас кажется, что абсолютно невозможно, что Facebook вас вообще возьмет и вырубит всех, всех более-менее крупных, чьи политические взгляды отличаются от взглядов истеблишмента, к которому относится и Facebook. 

Нам кажется, да нет, не может быть, это же всё все-таки интернет, площадка свободы, и вот эта мантра, которую мы годами повторяем, и в которую до недавних пор мы все свято верили, многие больше, немногие меньше, и тем не менее. Но я уже начинаю верить в то, что это абсолютно может так и быть. Понимаете, еще через год-два почему бы Facebook и всем остальным Twitter, Google и прочим не принять решение, что, скажем, все, кто поддерживает правительства стран, которые не нравятся тому же американскому истеблишменту, они будут просто выброшены отовсюду, включая, может быть, даже инстаграм. Может быть принято такое решение? 

Это кажется дичью, но пару лет назад нам казалось дичью, что суперуспешный проект, 2,5 миллиарда просмотров, миллионы подписчиков, просто заблокируют без объяснения причин, не отвечая на вопросы, не давая возможности ни на что ответить, это было невозможно. Мы рекламодателями были на фейсбуке, на секундочку, это же тоже вроде должно считаться. Нам казалось, что этот мир цивилизованный, не говоря уже о свободе слова. Ничего он совсем не цивилизованный, все, как описывали дедушка Оруэлл, дедушка Хаксли и другие умные дедушки много десятилетий назад. 

То есть тогда RT может остаться только в ВК? Из социальных сетей я имею в виду.

Не только RT, вы о себе подумайте. Вы тоже непонятно где можете оказаться. И RT, конечно, в первую очередь. Мы возглавим эту колонну. 

Ну мы о себе неоднократно думали, когда нас выключали из кабельных сетей. Спасибо большое. 

 

Фото: Валерий Шарифулин / ТАСС

Другие выпуски