Выставка от духовника Путина: что такое православная Русь сейчас
«Русь православная 1945‑2016» — так называется выставка, которая открылась в Большом манеже. Ее куратор — тоже по сути владыка — Тихон, духовник президента и один из идеологов церкви.
В доступной форме — в тачскринах и 3D-моделях выставка объясняет, какой видит новейшую историю страны РПЦ. Историю, которая еще не успела забронзоветь, уже стремятся переписать. Елизавета Сурначева одной из первых прошлась по залам и обсудила увиденное с профессором МГУ Ярославом Леонтьевым.
Ярослав Леонтьев, профессор МГУ имени М. В. Ломоносова: То, что я видел, немножко двусмысленное. С одной стороны, я увидел, в общем-то, очень правильную оценку, что Перестройка — это было отражение настроений, царивших тогда в обществе, я тоже современник и отчасти участник этих событий, могу это полностью подтвердить, помню, какое необычное и сильное впечатление производил относительно молодой тогда еще Генеральный секретарь Михаил Сергеевич Горбачев.
Интересную оценку мы услышали в фильме о том, что Горбачев вроде как бы и не причастен к этому, даже четко там в документе, который цитируется из разговора Ельцина с Бушем, там явствует, что он не знает, он знал о самом факте встрече в Беловежье. В первых кадрах четко звучало, что выращен в пробирке американской величайший террорист мира Бен Ладен, что вот спланировано то, что мы привыкли называть «бархатными революциями», распад Восточно-Европейского блока.
Одна из ключевых фраз, например, в фильме про события 1993 года, как я это, например, услышал и увидел, что «Запад одобряет». Это четко прозвучало, эта фраза запоминается, сразу действительно режет слух. Довольно дискуссионный сюжет я увидел с сюжетом встречи Бориса Березовского и чеченских лидеров. Прямая тут же следует фраза, что «олигархи поддерживают сепаратистов». Приятно поразило, с другой стороны, что, например, пощадили Немцова, пожалуйста там. Мы увидели отрицательного персонажа Чубайса и не увидели там Бориса Ефимовича. Это, наверное, достойный подход.
Мне показался довольно любопытным сам подбор как раз кино- и фотокадров Бориса Ельцина. Сначала действительно представала то, о чем мы говорили, эта темная сторона, то есть специально подбирались такие кадры с одутловатым лицом, который был совершенно не похож на того перестроечного такого, может быть, светлого даже Ельцина, за которым шли толпы народа.
Цитата в другом зале из Конфуция, может быть, она вообще ключевая ко всей выставке: «Кто не ошибался, тот не падал, точно потом поднимался». Эта цитата подводит нас к главному смыслу о том, что Россия поднялась с колен. Наверное, неслучайно выставка открывается в День народного единства. И следом мы переходим в заключительный зал, где нам представлен тот пантеон, видимо, который мы должны сейчас уважать и вешать в школьных классах и в студенческих аудиториях.
На превью: Максим Блинов / РИА Новости