«Ровно шесть лет назад уже была такая попытка»: какой «подарок» Путин готовит для народа из срока в срок

Объясняет управляющий партнер Taxadvisor Дмитрий Костальгин
14/12/2017 - 22:46 (по МСК) Антон Желнов
Поддержать ДО ДЬ

Одним из неожиданных заявлений Владимира Путина на пресс-конференции 14 декабря стало предложение провести налоговую амнистию для граждан и индивидуальных предпринимателей. Возможно ли это сделать и действительно ли это необходимо, рассказал управляющий партнер компании Taxadvisor Дмитрием Костальгиным.

Дмитрий Костальгин:

Президент имел в виду достаточно широко распространенный, к сожалению, случай, когда действительно имеется далеко тянущаяся задолженность из каких-то лохматых годов. Уже, скажем так, никто особо не помнит — ни сам налогоплательщик, ни налоговый орган, — откуда эта задолженность взялась и в связи с чем. И, в первую очередь, речь, конечно, ведется об этих суммах, а не о тех, например, которые мы как граждане должны были оплатить за 2016 год до 1 декабря 2017 года. Речь идет именно о такого рода задолженности, скорее всего.

По периоду времени здесь есть крайне интересный аспект. Ровно шесть лет назад уже предпринималась такая попытка, и задолженность по физическим лицам в размере 31 миллиарда рублей была списана. Тут, правда, возникает вопрос — то ли за шесть лет еще раз наросло, то ли в прошлый раз, в общем-то, напутствие президента в виде уже федерального закона, который он подписал, до конца исполнено не было. Это обещание было реализовано через принятие федерального закона. Соответственно, здесь действительно такой случай, когда физическому приходит уведомление из налоговой службы, что, например, за вами числится автомобиль, который вы на самом деле лет 20 назад продали. И вряд ли он вообще уже существует в физическом виде на нашей планете. Тем не менее, формально вам такое уведомление приходит. И, безусловно, большая проблема для людей, которые действительно получают такие уведомления. Потому что последствия могут быть разные — в зависимости от накопленной суммы задолженности. Вплоть до ограничения выезда за рубеж и так далее.

Возможно, здесь речь еще идет, например, о так называемой задолженности по страховым взносам, которая очень беспокоила не только предпринимателей, но и бизнес в этом году в связи с передачей администрирования этих взносах обратно в налоговых органах. И, скажем так, пенсионный фонд, другие фонды передавали в налоговые службы крайне некорректные данные. А налоговики, соответственно, транслировали налогоплательщикам. Возможно, речь идет и об этих суммах. Такая дутая задолженность, когда на бумаге она есть, но, по факту, этот предприниматель уже все уплатил. И, скажем так, трудозатраты на выяснение и подтверждение гораздо больше, чем сама сумма этих страховых взносов.

Безусловно, в любом случае, это станет приятным подарком. Вопрос как раз про будущее. Как бы так не получилось, что нам через шесть лет пришлось повторять эту операцию. Потому что мы лечим все-таки следствие, а не причину. И хотелось бы надеяться, что причина с нестыковками данных, которые происходят, получается, достаточно регулярно, она все-таки будет сходить на нет и касаться, по крайней мере, не десятков миллионов граждан, как мы сейчас видим.

Фото: Наталья Селиверстова / РИА Новости

Другие выпуски