Писаревский: спрос на речной транспорт не упадет
Родственники погибших, а также пострадавшие пассажиры теплохода "Булгария" сейчас не могут получить даже страховку - это 12 тыс. рублей. Все потому, что она покрывает только международную перевозку. Ростуризм сегодня предложил изменить саму систему страхования - чтобы туристы, которые путешествуют внутри страны, страховались также как и те, кто выезжает за рубеж.
Эту тему обсуждаем с замглавы ведомства Евгением Писаревским.
Казнин: Возникает сразу масса вопросов. То есть страховать всех, кто путешествует внутри России – это, наверное, физически невозможно, ведь люди путешествуют как с помощью туристических фирм, так и сами, дикарями так называемыми.
Писаревский: Мне кажется, что сегодня в очередной раз у нас встал уже не только второй, но и третий извечный русский вопрос – а сколько стоит человеческая жизнь? Безусловно, она бесценна, это личная трагедия. Но государство должно создать правовые условия, чтобы жизнь человека была застрахована. Вот в данном случае очевидно, что граждане оказались без какой-либо компенсации, и если бы государство не пришло на помощь, то родственники пострадавших получали бы в длительных судебных процессах, очень сложных процедурах компенсацию. Так вот эта идея не Ростуризма, уже в Государственной думе находится законопроект, который был внесен правительством Российской федерации об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчиков. Он был принят в первом чтении, второе чтение планируется на осень. Предполагается, что все поездки на транспорте в пределах России и за рубежом как на источнике повышенной опасности будут застрахованы.
Писпанен: У нас же сейчас уже застрахованы поездки на поезде, например. Автоматически включена в стоимость билета.
Писаревский: Действует указ президента 1992 года. Вы правильно отметили, 12 тысяч. А что касается туристических перевозок, то только международных. Так вот речь идет обо всех перевозках, в том числе туристических в стране. Желательно поднять уровень страховой защиты не менее 2 млн., как это сделано уже на воздушном транспорте. Что касается администрирования и внутренних туристских маршрутов, то мы, конечно, имеем в виду организованный туризм, потому что самодеятельные туристы – их трудно проконтролировать, на то он и самодеятельный туризм. Конечно, страховка должна осуществляться в части туристических поездок через туристические фирмы либо через перевозчиков. Механизм этот будет отработан, безусловно.
Писпанен: Насколько подорожают турпутевки тогда внутри страны?
Писаревский: Это другой наш извечный вопрос. Сейчас задача, и собственно, мы общались с коллегами из Минтранса, разработчиками этого закона, чтобы безопасность и доступность услуг не входили в противоречие. Все на это обращают внимание, потому что последние события показали, что граждане хотят путешествовать внутри страны, но стоимость последнего тура была достаточно невелика и экономична. То есть задача государства – обеспечить недорогое путешествие, но с качеством и комфортом. И безопасностью – самое главное. Тарифы будет устанавливать государство, здесь по согласованию, конечно, с бизнесом, но они должны быть доступны.
Казнин: Сколько это удорожание – 20%?
Писаревский: Дело в том, что все это должно быть включено в стоимость перевозки непосредственно, и человек в принципе об этом не должен знать. Конкуренция на страховом рынке должна свести эту цифру к минимальным размерам. Мы же не ощущаем это в сфере воздушных перевозок, например.
Казнин: Сколько человек организованно путешествуют по России? Есть какие-то приблизительные цифры?
Писаревский: По итогам прошлого года – около 32 млн. человек.
Казнин: Если каждый застрахуется, то это и совершенно невероятные объемы финансовых средств. Те же игроки будут этим заниматься?
Писаревский: Мы говорим это об общем количестве туристов, которые, в том числе, и напрямую с гостиницами заключили отношения. Это тот, кто размещался в средствах размещения. Через турфирмы, я думаю, цифры меньше, но все равно это миллионы людей.
Писпанен: Это будет тоже законопроект – обязательное страхование? За границу сейчас ведь нельзя выехать, не застраховавшись?
Писаревский: Не совсем так. У нас в законе о туристской деятельности есть норма необязательная или вмененное страхование, и больше она реализуется благодаря тому, что ряд консульств и представительств иностранных государств требуют такую страховку для получения визы. Но сейчас наша задача, учитывая развитие безвизового обмена, ввести нормы в закон, чтобы они действительно были обязательные. То есть некие минимальные стандарты. Мы говорим, что эта сумма должна быть - которой сейчас, кстати, нет - выше 900 тыс. рублей или $30 тыс. Хотя для определенных стран Европейского союза эта сумма может быть и 40 тыс. евро касаться и выше. Не говоря уже об экстремальных путешествиях – дайвинг, горные объекты, спелеологические. Здесь рекомендуемые суммы – $50 тыс. и выше.
Казнин: Те же страховые компании будут этим заниматься?
Писаревский: Страховые компании те же, и здесь каких-либо ограничений за исключением наличия лицензии нет. То есть любая страховая компания, получив лицензию, может заниматься данными страховыми продуктами.
Писпанен: Хотелось бы еще поговорить на тему не только затонувшей «Булгарии», а на тему того, что вообще в принципе очень многие эксперты высказываются, что практически умирает речной туризм. Во-первых, нет судов, они все примерно такого же возраста и состояния, новых не появляется, потому что очень дорого покупать их за рубежом, а у нас не строятся. В принципе, сейчас по итогам масштабной проверки, которая будет проводиться после трагедии на Волге, многие могут точно так же прикрыться хотя бы на какое-то время. Вообще можно говорить о том, что речного туризма уже через 5-7-10 лет не будет в России?
Писаревский: Я не могут с этим согласиться, потому что и круизный, и морской туризм во всем мире – наиболее конкурентоспособная сфера туристской деятельности. Она растет – 12 млн. туристов во всех странах путешествовало по внутренним водным и морским. У нас потенциал роста – еще 1 млн. туристов сверху.
Писпанен: Потенциал-то, может быть, и есть, но на чем они будут ходить?
Писаревский: Речные перевозки составляют 3%. Что касается качества флота и его технического состояния, то все эксперты сейчас говорят о том, что да, мы в сложной ситуации находимся, но это не значит, что на данных судах невозможно осуществлять их перевозки. Все зависит от технического состояния судна, и есть у нас такие объекты, и в Европе, которым более 100 лет, на паровом двигателе, и они совершают не только экскурсионные, но и круизные маршруты. Это некое прикосновение к истории техники. Задача – чтобы судно было технически безопасно и комфортно. А это можно создавать уже с учетом тех судов, которые есть.
Писпанен: У нас трагические, к сожалению, прикосновения к истории техники.
Писаревский: Давайте мы определим все-таки причины гибели этого судна. Они пока не установлены. После поднятия это, наверное, будет понятно, и ответ будет получен на все вопросы.
Казнин: А опыт других стран о чем говорит по поводу обязательного страхования внутреннего? Западный?
Писаревский: Западный опыт говорит о том, что, в основном, страхование распространяется, прежде всего, на выездной туризм. Задача – максимально защитить своих граждан за рубежом, так как они находятся в уязвимом положении, набор сил и средств безопасности государством, поэтому это используется. Внутри страны для нас это актуально с учетом огромных просторов нашей страны, большого числа населения и, может быть, необустроенности внутренних маршрутов. Кстати, МЧС уже тоже поднимает длительное время необходимость страхования аварийно-спасательных работ, потому что государство тратит огромные средства для самодеятельных туристов, по их спасению, которые не соблюдают требования безопасности. И вот такие аварийно-спасательные работы тоже могут включаться в страховку, но при условии, безусловно, механизма администрирования. То есть кто-то должен страховать. Это либо туроператоры, либо инструкторы-проводники, которые водят группы, например, в горах или по другим туристическим объектам повышенной опасности.