«Ростелеком» может достаться другу Путина
Пархоменко: О том, что уже в этом году может быть продан госпакет в «Ростелекоме» две недели назад заявил министр экономического развития Андрей Белоусов. И вот теперь его позицию подтверждает первый вице-премьер, курирующий в правительстве программу приватизации, Игорь Шувалов.
Игорь Шувалов : «Я думаю было бы правильно, что бы правительство полностью продало свою долю уже в этом году. У компании много проблем, но я думаю, что контрольный пакет будет продан минимум за 5 млрд долларов», – заявил чиновник в интервью агентству Bloomberg. По его словам, решение будет принято до или в течение осени.
В этом заявлении есть два важных момента. Один абсолютно бесспорный, а второй вызывает много вопросов. Первый – это названная цена. 5 млрд долларов за 50 с лишним процентов акций это полностью соответствует нынешней оценке компании на рынке. Другое дело, что за продажу контроля в компании принято брать премию, но это уже дело переговоров. А вот вопросы вызывают сроки, которые названы Шуваловым. Продать уже этой осенью, если не невозможно, то, по крайней мере, очень сложно. Только в октябре по плану должен завершиться процесс слияния «Ростелекома» со Связьивенстом. По сути, получится новая компания, которую надо будет заново оценивать, а это дело многих месяцев, особенно в случае с таким гигантом, как «Ростелеком». Впрочем, это только в том, случае, если продажа будет открытой с участием всех желающих. Но судя по спешке, дело обстоит несколько иначе.
Константин Чернышев, глава аналитического департамента Уралсиб Капитал: Вполне возможна такая конфигурация, что кто-то четвертый со стороны, не берусь говорить, что это будет Усманов или Альфа, вполне возможно, что это будет новый человек. Помните БайкалФинансГрупп? Люди, давно работающие в телекоммуникационной отрасли.
Алишер Усманов и Михаил Фридман в последние годы ведут довольно агрессивную политику на рынке телекоммуникаций. Первый в прошлом году получил контроль в Мегафоне и вывел его на IPO. Второй фактически одержал победу в борьбе за «Вымпелком» со своими норвежскими партнерами из Telenor. Очевидно, оба хотели бы развить успех. Но им обоим это не удалось в случае с покупкой четвертого по стране оператора Tele2, который у них фактически из под носа увел банк ВТБ.
Вряд ли удастся и на этот раз. Все-таки мало вероятно, что государство согласится давать такое сильное преимущество одному из действующих на мобильном рынке игроков и нарушить сложившийся в «большой тройке» паритет. Тогда кто-то со стороны. Еще недавно казалось, что это мог быть Аркадий Ротенберг, который почти купил 10% пакет у Малафеева. Но сделка сорвалась в самый последний момент и как-то подозрительно просто. Но ладно. Кто еще? Есть на рынке версия о том, что это может быть Юрий Ковальчук – один крупнейших бизнесменов, близкий Владимиру Путину еще со времен кооператива «Озеро». В пользу этой версии говорит недавнее назначение гендиректором «Ростелекома» Сергея Калугига. Он известен на рынке не только, как сильный профессионал, но и как бывший партер Юрия Ковальчука. А еще со времен 90-х в России работает правило о том, что залог успешной приватизации компании – это близкие отношения с ее менеджментом.