1 марта президент наконец обратится к Федеральному Собранию со своим ежегодным посланием. Выступления ждали еще в начале января, но чиновники все никак не могут подготовиться. Это ведь будет, во-первых, первая большая речь после длинной паузы и, во-вторых, главная предвыборная речь кандидата, а начинать ее с мрачных цифр не хочется. А особенно отклоняться от реалий нельзя: по закону еще 1995 года, послание президента Российской Федерации, с которым он обращается к Федеральному Собранию, содержит специальный раздел с выделением задач на предстоящий год. Обычно в составлении документа принимают участие почти все Министерства, а Росстат преподнес сюрприз: доходы населения падают уже четыре года, но государственная служба статистики росчерком пера остановила падение. Маргарита Лютова разбиралась, как отличить официальные цифры от реальных.
Росстат действительно всех удивил. Одно дело, когда чиновники по-своему интерпретируют статистические данные. Но теперь впервые исказилась и сама государственная статистика, которую берут за основу и государственные органы, и независимые аналитики — другой же попросту нет.
Статистика доходов населения — больная тема. Они падают уже четыре года. Последний раз значимый рост был в январе прошлого года: тогда пенсионеры получили разовую выплату в 5 000 рублей.
Но в январе 2018 года это уже подпортило бы статистику. Ведь чем выше показатель годом ранее, тем хуже будет нынешняя картина. Так и получилось, это видно на графиках: в январе прошлого года был рост на 8%, а в этом должно было получиться уже минус 7%, ведь новых прибавок к пенсиям не было. В результате опять падение доходов, а о таком лучше не отчитываться.
Но Росстат не стал показывать такую печальную картину: спустя год ведомство решило не учитывать прошлогоднюю выплату пенсионерам в 5000 рублей.
И тогда получилось, что в январе 2017 доходы россиян выросли всего на один процент с небольшим вместо восьми в реальности. И это автоматически исправило картину этого предвыборного января: вместо минус 7% получился ноль, то есть на бумаге обошлось без спада в доходах.
Первым на эту магию цифр обратил внимание экономист Кирилл Тремасов, ранее работавший в Минэкономразвития. Мы обсудили с ним, зачем Росстат искажает данные.
«Но самое удивительное, что картина объективно выправляется, — указывает Тремасов, — уже через пару месяцев статистика доходов и так должна показать рост». Сам Росстат комментарии пока дать не смог.
Если Росстат впервые так серьезно изменил данные, то министерства экономического блока, то и дело, творчески подходят к цифрам. Минэкономразвития впервые отличилось в ноябре прошлого года.
Тогда Росстат, с этого года он, кстати, подчиняется Минэкономразвития, зафиксировал рекордный спад в промышленности — минимум с кризисного октября 2009. Но Минэкономразвития вдруг по-своему пересчитало официальные данные: оно исключило из статистики самые проблемные отрасли, где спад был сильнее всего, и в итоге получило рост вместо спада почти в 5% благодаря собственной загадочной методике.
С тех пор Минэкономразвития публикует обе оценки, а в официальных заявлениях любит говорить об оживлении.
Минфину сложнее всех и в основном незачем приукрашивать данные: бюджет — публичный документ, да и картина там не такая уж мрачная. Но нет предела совершенству. Особенно если речь идет о звучном показателе дефицита бюджета.
В 2016 бюджет сводился с дефицитом в 3,5% ВВП. В этом году было бы уже 2%. Но получилось еще лучше. Дело в том, что одна из самых крупных трат бюджета деньги для пенсионного фонда. Обычно их брали из казны, но в этом году дыру в пенсионном фонде заткнули напрямую из нефтяной кубышки, то есть из Фонда национального благосостояния.
Он формально внебюджетный, то есть его траты на дефицит не влияют. И получилось уже не 2% ВВП дефицита, а менее полутора. То есть можно отчитаться о еще больших успехах. Посмотрим, какие статистические сводки мы услышим в предвыборном послании президента.
Фото: Валерий Мельников / РИА Новости