Россию спасут от астероидов за 30 млрд рублей
30 миллиардов рублей на защиту от инопланетной угрозы. В Российских космических системах определились, сколько надо, чтобы отбиться от метеоритов и астероидов.
30 миллиардов – это как 60 ракет, запущенных в космос. Или два месяца эксплуатации Международной космической станции. Или, например, годовой бюджет Екатеринбурга. Петр Рузавин – о том, как на эти деньги планируют справиться с космической угрозой.
Рузавин: Сколько тратить на космическую безопасность, и тратить ли, до последнего момента никто говорить с уверенностью не мог. И вот сегодня замглавы «Российских Космических Систем» Анатолий Перминов попросил финансирование в 30 миллиардов рублей для обеспечения астероидно-кометной безопасности. Речь идет о наблюдении за астероидами, космическим мусором и космической погодой.
Но очевидно, что решающее слово о выделении этих средств будет за главным в вопросах о космической безопасности, вице-премьером Дмитрием Рогозиным, который отвечает за военно-промышленный комплекс. Именно он последнее время предлагал, то построить базу на Луне, то разработать масштабную программу по уничтожению астероидов и космического мусора...
В интернете такие проекты, как правило, всегда вызывали шквал насмешек и подозрений. Однако риторика, во всяком случае, в правительстве, существенно поменялась после Челябинского метеорита: о космической безопасности заговорили вновь серьезно и с увлечением. Да и специалисты заявляли, что если бы немного под другим углом Челябинский метеорит упал на Землю, последствия были бы куда трагичнее. А заметить столь малый метеорит при современных технологиях практически невозможно. И улучшение качества мониторинга необходимо.
Но в программе, которую сейчас предлагают «Российские Космические Системы», нет того, что рисует воображение при разговорах о космической обороне: кадры из фильма «Армагеддон», например, то есть что делать, если будет реально большой метеорит, угрожающий планете.
Различные страны ведут разные разработки, которые еще ни разу не воплощались в жизнь. Ясно, что ракетами, при теоретической возможности их использования, уничтожать астероиды, а особенно космический мусор нельзя: возникнет слишком много осколков, и полеты в космос станут невозможными на протяжении многих лет...
Здесь нужна точечная, аккуратная работа по смене траектории полета, считают некоторые специалисты...
Например, американское «Планетное общество» предлагает в случае угрозы отправлять к метеориту рой миниатюрных спутников. Они бы лазерами испаряли часть поверхности, и астероид менял бы траекторию полета. Проект называется лазерные пчелы...
Или некоторые частные компании, например, Deep Space Industries, сейчас ведут разработку астероидного буксира. Однако говорить как-то более конкретно сейчас нельзя.
Многим экспертам весьма вероятным кажется как раз вариант из «Армагеддона», да и похожие схемы уже отрабатывались. Например, космический аппарат НАСА Near Shoemaker в 2000 м году сел на астероид Эрос, стоил 150 миллионов долларов, разрабатывался 3 года и еще 4 летел к нему.
Или японский космический аппарат «Хаябуса». Соприкоснулся с астероидом в 2005 году, стоил 138 миллионов долларов, строился 7 лет и летел полгода. При определенных доработках, говорят эксперты, такие аппараты способны изменить траекторию полета.
В России с этим хуже. За современную историю было создано 2 аппарата для полета за пределы околоземной орбиты. «Марс-96» не вылетел и утонул в Тихом океане, также как и недавний «Фобос-грунт»...
Член-корреспондент Российской академии космонавтики им. Циолковского Андрей Ионин вообще считает такие разговоры, об отдельных программах бессмысленными.
Андрей Ионин, член-корреспондент Российской академии космонавтики им. Циолковского: Пока, я думаю, это все относится к области чудес. Пока человечеству нужно думать над решением этой проблемы, причем, рассматривая эту проблему именно как международную, не как российскую, американскую. Пока говорить о каких-то технических решениях, а тем более о бюджете этого проекта, я считаю, что это как бы… Серьезные люди это не обсуждают.
Но в российских космических системах говорят о российском проекте мониторинга. Так что, в случае воплощения в жизнь фильма Ларса Фон Триера «Меланхолия», в ближайшие годы спастись вряд ли удастся, даже если и госкомпания получит 30 миллиардов рублей.