Российский интернет бастует против антипиратского закона
Закон о защите интеллектуальных прав в интернете позволяет правообладателям закрывать сайты с незаконно размещенными фильмами или передачами. Для этого им достаточно пожаловаться в Мосгорсуд, причем в любое время дня и ночи, спустя несколько дней после некоторых процедур – в том числе день дается на то, чтобы предупредить владельца сайта – провайдер обязан заблокировать его IP-адрес. От этого могут пострадать другие порталы, сидящие на том же IP. Это вызвало в интернете волну негодования, тем более что наказывать будут не только тех, кто выложил недобросовестный контент, но и тех, кто дал на него ссылку, то есть в теории все поисковые системы.
Утро в сети сегодня началось с того, что больше тысячи сайтов поставили заглушку против антипиратского закона и опубликовали обращение участников интернет-индустрии. А Российская ассоциация электронных коммуникаций (РАЭК) открыла страницу гражданского мониторинга закона, чтобы накопить опыт злоупотреблений. В эфире ДОЖДЯ эксперты утверждали, что идея правообладателей нарушает принцип презумпции невиновности.
Закон был принят в рекордные сроки. Глава дирекции кино Первого канала Анатолий Максимов рассказал о тревогах правообладателей на встрече с президентом Путиным в мае, и вот уже закон заработал. В своей речи продюсер привел в пример потери, которые понесли создатели фильма «Легенда №17».
Закон, подобный российскому, действует и в других странах, но без блокировки сайтов по IP. Кое-где антипиратское законодательство повалилось с треском; например, во Франции меньше месяца назад пришлось отменить закон HADOPI, который работал четыре года.
На этом фоне сегодня стало известно, что президент Путин подписал документ, определяющий политику России в сфере обеспечения международной информационной безопасности. В документе выделены четыре основные угрозы для России. Первая – это использование интернета в качестве информационного оружия, вторая – в террористических целях, третья – киберпреступления, включая неправомерный доступ к компьютерной информации. Эта триада является общепризнанной, она зафиксирована в документах ООН. Четвертая же угроза, обозначенная в документе, это российский подход. Речь идет об использовании интернет-технологий для «вмешательства во внутренние дела государства», «нарушения общественного порядка», «разжигания вражды» и «пропаганды идей, подстрекающих к насилию.