«Мы получили возвращающийся авторитаризм Путина»: историк Андрей Зубов о том, куда пришла Россия после путча 1991 года
Ровно 30 лет назад, 21 августа 1991 года, был подавлен Августовский путч, организованный Государственным комитетом по чрезвычайному положению. В этот день при столкновении с силами ГКЧП погибли трое защитников Белого дома — Дмитрий Комарь, Илья Кричевский и Владимир Усов. По мнению историка Андрея Зубова, именно исход событий августа 91-го года открыл для России путь к становлению демократическим государством. Подробнее о событиях тех дней и о нынешней политической обстановке в стране поговорили с Зубовым в эфире Дождя*.
«Нас хотят убедить в том, что лучше бы ГКЧП победил. Что то, что ГКЧП был повержен, что народ отстоял свободу — это плохо, потому что распался Советский Союз, потом начались лихие 90-е. Вот это все ложь. Я как историк знаю совершенно точно, что именно тогда, в августе 91-го года, в России реально произошла революция, которая свергла 72-летний тоталитарный режим и которая открыла путь нашей стране к свободе. Мы надеялись, что этот путь будет прямым, что он будет легким, что мы построим быстро демократическое общество, открытое миру, открытое Европе. Все вышло совсем не так. Наступила мощная реакция, которую мы, историки, должны были бы знать, что реакция всегда сопутствует революции. Но эта реакция, которая сейчас происходит и достигла уже тяжких масштабов, в том числе Дождь признали иноагентом, Алексей Навальный находится в тюрьме, в лагере — все это невыносимо. Но, тем не менее, я уверен, что главная точка пройдена именно тогда, в 91-м году, и Россия идет, как это ни странно, через трудности, через тернии идет к свободе и придет к ней, особенно с новым поколением. <...>
Борис Николаевич Ельцин сделал великое дело, он продолжил дело Горбачева тогда, когда Горбачев уже исчерпал себя. Горбачев не мыслил себя вне социалистического государства, и поэтому он, разрушив тоталитарный режим — разрушил его, естественно, Горбачев — он не сумел создать новый. А Ельцин мыслил себя уже вне тоталитарного государства, вне социализма. Он мыслил себя русским человеком, человеком России, и поэтому он начал созидать. Но, к сожалению — даже это не его вина, а вина его советников — что общая система декоммунизации, которая была осуществлена в Чехословакии, в Польше, в Болгарии, в конце-концов, даже в Албании, она не была осуществлена в России. Мы допустили несколько принципиальных ошибок, которые — и, в конечном счете, конечно, за них отвечает президент — которые не допустили страны, выходящие из коммунизма, Восточной и Центральной Европы, и из-за этого мы получили возвращающийся авторитаризм Путина», — сказал Зубов.
*По решению Минюста России Дождь внесен в реестр СМИ, выполняющих функции иностранного агента
Фото: Сергей Подлеснов / Коммерсантъ