«Людям внушалась идея, что их голос могут отследить». Кандидат в депутаты Мосгордумы Роман Юнеман обещает идти до конца

10/09/2019 - 21:18 (по МСК) Павел Лобков

Кандидат в депутаты Мосгордумы Роман Юнеман, не поддержанный «Умным голосованием» Навального, пожаловался в Мосгоризбирком на итоги интернет-голосования. Это был такой эксперимент в нескольких избирательных округах, и именно из-за него Юнеману не хватило 84 голоса для победы. В день выборов система интернет-голосования работала со сбоями, а избиратели не могли проголосовать, что является нарушением законодательства о выборах. Во всех трех округах, где в качестве эксперимента провели голосование по интернету, победили кандидаты от власти. Явка на электронном голосовании превысила 90%. Роман Юнеман в студии Дождя рассказал подробности.

Роман, здравствуйте. Скажите, пожалуйста, интрига началась с того, что вы рассчитывали попасть в список для «Умного голосования», потому что у вас был по опросам второй результат. Но Леонид Волков, который этот список, видимо, составлял, был главным, он написал, что нет, давайте мы туда коммуниста, по-моему, включим. В результате победила единоросс Русецкая, правильно?

Да, все верно.

Если бы этого не случилось, и вы были бы в списке, вам не пришлось бы сегодня жаловаться?

Небольшая поправка. Я на самом деле там даже был первым, то есть там был небольшой разрыв с Русецкой, по соцопросам. Я считаю, что если бы я попал в этот список, то, конечно, мы смогли бы, 84 голоса, а было бы намного больше, мы смогли бы перебить даже все, что случилось с электронным голосованием, перебить те участковые комиссии, где было голосование Росгвардии, где был психоневрологический диспансер, мы бы смогли это все перебить.

Это все на вашем? Психоневрологический диспансер, тоже у них интернет есть?

Нет. Там госпожа Русецкая выиграла на самом деле за счет трех УИКов всего. Первое, это электронный УИК, то есть электронное голосование, все это электронное голосование было на одном УИКе.

Это через сайт «Госуслуги»?

Да. Это через сайт «Госуслуг».

Меня вот цифра в 90%, конечно, смущает, потому что 90% людей… В общем, сейчас начало месяца и хочется получить чек, квартплату, у меня сегодня получилось с третьего раза только, через «Госуслуги». Я в общем не самый непродвинутый пользователь, и меня удивляет, как 90% избирателей смогли через довольно запутанный сайт проголосовать и не ошибиться.

Там еще смешнее другое. Дело в том, что явка, вот эта цифра, по-моему, 92 или 89%, какие-то такие цифры, они одинаковы для двух округов, то есть они одинаковые вплоть до десятых долей процента. Это в принципе очень маловероятное совпадение.

У вас где находятся эти округа?

Получается, это мой округ, это Чертаново Центральное и Чертаново Южное, это один округ на севере, десятый, я не помню точно там района, и это Зеленоград.

Но вот ваше Чертаново, там же довольно много пожилых людей, которые приехали, когда Чертаново строилось, собственно, в пятидесятые годы.

Да.

Трудно предположить, что они так свободно обращаются с интернетом.

Да. При этом за время, когда…

Притом что еще были сбои, нужно было понять, что это сбой.

Да-да. И при всем при этом, кстати, во время регистрации на это электронное голосование поступали некоторые жалобы мне, то есть лично люди писали, сотрудники ГБУ «Жилищник», других бюджетных организаций, о том, что их принуждают регистрироваться в этом электронном голосовании и при этом еще отдавать свой логин и пароль.

Вот как даже? Можно это доказать?

Скажем так, люди готовы это подтвердить, в том числе и публично, то есть у меня есть человек.

В суде?

Да. Но тут проблема в том, что я не слышал именно о случае того, чтобы за людей прямо голосовали, то есть вот о таком я не слышал. Насколько мне известно, они вот этот логин и пароль просили подтвердить, что будут …

Но если я отдаю ключ от квартиры человеку, а у меня в квартире деньги лежат, логично предположить, для чего он их берет.

Справедливости ради, там еще есть СМС-ка, то есть им нужно еще и свой телефон отдать при этом. Но телефон они не отдавали. То есть, насколько я понимаю, это использовалось именно скорее не как вот мы за тебя проголосуем, хотя я таких фактов не знаю, может, они и были, а именно как факт, что проверили, зарегистрировался ты или не зарегистрировался. При этом людям внушалась идея, что вот это же электронно, значит, наверное, все сотрудники думали, что их смогут отследить. То есть если человек знает, что когда он приходит на участок, он там в кабинке, и никто не узнает, как он проголосовал.

Департамент автоматизации говорит, что это блокчейн, в котором невозможно отследить каждую отдельно.

Да, отследить невозможно. Но обычный человек, когда его причем заставляют это сделать, я не думаю, что он будет разбираться в этом. Он подумает, раз заставляют, да еще и логин-пароль просят, наверное, точно отследят.

То есть вы вообще сомнению подвергаете всю систему электронного голосования?

Да. Дело в том, что сама как бы идея, что нужно рано или поздно голосовать электронно, она хорошая.

Но в мире она реализована только в одной стране под названием Эстония, где живет всего миллион человек.

Тут вопрос в том, что ее нужно было тестировать, ее тестировали в течение трех месяцев, а надо было в течение нескольких лет, и не на реальных выборах, а на многих отдельных более-менее значимых моментах. И в целом как бы идея хорошая, реализация плохая. Причем я даже сейчас не говорю про проблемы, связанные с открытостью, проблемы, связанные с невозможностью контроля принудительности голосования…

С утечкой кодов.

Ну, да. То есть вот эти вещи, это как бы отдельные риски. Я сейчас даже делаю упор на очень простую вещь, если мы хотим, а апологеты этой системы, они собираются ее внедрять дальше на Госдуму, они собираются ее внедрять на дальнейших выборах, если мы хотим эту систему в дальнейшем внедрять, нам необходимо понимать не только как она работает, но и как опротестовывать ее результаты, как следить за честностью этой системы. И сейчас, как мы строим свою позицию юридическую, мы строим именно на том, что вот вы написали регламент электронного голосования, вот есть закон о выборах, он нарушается.

Что вы хотите в результате иска получить? Вы хотите отменить результаты выборов по всему округу, по этим трем участкам?

Мы хотим отменить, в первую очередь, участок по электронному голосованию, то есть он как бы оформляется как отдельный участок, просто потому, что там, как минимум, есть факты нарушения законодательства о выборах. Допустим, тот факт, что целый час система не работала, то есть это как если бы ты пришел на избирательный участок, а двери заколочены и нельзя войти. По идее, это приводит к отмене выборов на этом участке избирательном. Вот мы будем этого добиваться.

Хорошо, если отменяется, дальше по закону что следует? Если суд вдруг удовлетворит вашу…

Если отменяют результаты этого избирательного участка, то соответственно, на реальных избирательных участках я победил, причем с отрывом больше чем пятьсот голосов, и я автоматически становлюсь победителем выборов в этом округе.

Даже так? То есть на кону стоит целое место в Мосгордуме.

Да. Если еще один вариант, который возможен, если отменяются выборы в округе в целом, тогда просто они назначаются через два месяца, и заново проводятся.

Шансов, я думаю, что мало, потому что мы понимаем, какую позицию в последнее время, какую позицию по, скажем, более очевидным вещам, по подписям, где люди приходили и говорили, это мы, мы живые, занимали московские суды и избирательные комиссии. Шансов в общем, как вы думаете, мало у вас или много?

Я, честно, не знаю. Я надеюсь вот на что. Дело в том, что если эту систему планируют дальше внедрять, и при этом сейчас все это дело будет замято, спущено на тормозах, то как можно потом говорить об открытости, об эффективности, о том, что этот кейс был успешным, с Мосгордумой. Поэтому будем надеяться на то, что все-таки организатор ставит себе более долгосрочные цели, чем вот именно конкретно эти выборы.

Вы в обиде на Навального?

Нет. Тут опять же я разделяю две вещи, тоже пытаюсь это объяснить, про «Умное голосование» если речь идет. Одно дело, это Навальный и ФБК, а другое дело, их решения по 30 округу. И даже отдельное дело, это «Умное голосование». Вот есть три раздельные позиции. Первое, решение по 30 округу я осуждаю, я считаю, что оно было принято неверным, и мы собственно видим это на результатах. Почему оно было такое принято, я не знаю, вопрос, собственно, к Навальному и к Волкову. Не очень убедительными показались их объяснения. Тем не менее, «Умное голосование» я считаю правильной тактикой. И тем не менее, я не считаю, я разделяю критику этого решения и критику Навального и ФБК, и я не собираюсь из-за этого как-то бодаться с Навальным. Мне не нужно, не он украл у меня победу, скажем так.

Скажите, пожалуйста, как вы думаете, все-таки если система электронного голосования в нашей довольно не очень… То есть, молодежь, да, молодежь справится, наверное. А вот действительно попытки манипуляций, включения пенсионеров в это дело, манипуляций и всего остального, может ли, говорит ли это о том, что вообще это электронное голосование придумано для того, чтобы фальсифицировать умно?

Новый уровень?

Или это новый уровень фальсификаций, что не нужно с бумажками бегать и запираться в туалете.

Вот, собственно, я думаю, что по результатам рассмотрения конкретно ситуации в 30 округе, я думаю, что мы и поймем, для чего оно создавалось. Оно создавалось для того, чтобы вывести избирательные технологи, в хорошем смысле, на новый уровень, или оно создавалось для того, чтобы вывести избирательные фальсификации на новый уровень. Я надеюсь, что не второе, хотя как бы многие факторы на это указывают.

Спасибо большое.

Не бойся быть свободным. Оформи донейт.

*По решению Минюста России Некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией» включен в реестр СМИ, выполняющих функции иностранного агента.

Также по теме
    Другие выпуски