Выбор Папы Римского: за чем выстроится новая очередь в Третьяковку

Экскурсия по «Вечному Риму»
23/11/2016 - 23:47 (по МСК) Денис Катаев
Поддержать ДО ДЬ

Сначала в 2016 году папа Франциск встретился с патриархом Кириллом, а потом в Третьяковскую галерею впервые в истории привезли почти полсотни шедевров из Ватикана. Выставка Roma Aeterna, «Вечный Рим», открылась в Риме третьем по личному благословению папы Франциска. Транспортировку и дорогостоящую страховку, от Караваджо до Рафаэля, оплатил русский бизнесмен Алишер Усманов. Открывать выставку в Россию с дипломатической миссией приехал кардинал Джузеппе Бертелло, важный папский чиновник — губернатор Ватикана. Денис Катаев побывал на экскурсии в Третьяковке и пообщался с организаторами.

Аркадий Ипполитов, куратор выставки, искусствовед: «Мы имеем дело не с bene culturale, итальянским министерством культуры, а именно с Ватиканом, то есть с совсем другой страной. Вывозится это Ватиканом, и это как бы договор особый между Ватиканом и Россией, без всяких итальянцев. Был именно представитель Ватикана, кардинал другого государства, кстати, глава администрации всей, типа премьер-министра. Премьер-министра, по сути дела».

Джузеппе Бертелло, кардинал римско-католической церкви: «Конечно, эта выставка получила одобрение от Папы, это все-таки впервые в Москве мы устраиваем. Но у него, конечно, очень много разных забот, поэтому он не вникал в тонкости и получил нам решать этот вопрос. Поскольку святой отец занимается всей церковью и миром, поэтому он подал нам идею экспозиции, а мы ее уже реализовали».

Скажите, насколько формируется коллекция в зависимости от предпочтений, может быть, Пап?

Джузеппе Бертелло: «Этот вопрос отсылает нас на несколько веков назад, потому что эта коллекция классического искусства, которое собиралось в те века. Но, конечно, мы собираем и современное искусство, просто здесь стояла другая задача».

Аркадий Ипполитов, куратор выставки, искусствовед: «Здесь как бы от готики к раннему Ренессансу, еще параллельно история итальянского искусства разворачивается. И Овальный зал, дающий вот такое барочное торжество, это как бы зал, повторяющий формы площади Святого Петра, оформленного колоннадой Бернини, главного барочного мастера. Вот многие вещи, очень трудные для транспортировки, очень ценные, как например, Беллини и Кривелли, недаром им сделаны специальный подставки, так как они находятся под стеклом. Их не распаковывали, они очень тяжелы и крайне редко даются на какие-либо выставки, но нам дали. И здесь Фра Беато Анжелико и Джентини, это уже работы, написанные на досках, видите, они как бы в специальных герметических климатических боксах, чтобы, не дай бог, что-то там не было».

Зельфира Трегулова, генеральный директор Третьяковской галереи: «Со стороны правительства Ватикана все вопросы решались очень быстро. Понятно, что музеи Ватикана согласовывают все свои действия с правительством Ватикана. Вы знаете, я не задавала таких вопросов, но то, что Папа Франциск был включен в обсуждение по этой выставке, и то, что он лично номинировал кардинала Бертелло открывать эту выставку в Москве, свидетельствует о том, какое значение он придает этому проекту.

И мы не случайно, понимая огромную роль Папы Франциска в этом проекте, включили в состав выставки икону с изображением святого Франциска, патрона Франциска I. Обратите внимание, что Папа Франциск, это первый Папа в истории Святого Престола, который принял имя этого выдающегося мыслителя и святого Франциска Ассизского. И та икона, которую мы показываем, это самое раннее изображение Франциска».

Аркадий Ипполитов, куратор выставки, искусствовед: «Ватикан был готов к сотрудничеству и к полному пониманию, о каких-то основных вещах уже заранее было договорено, например, о Кривелли, Беллини было известно, что дадут, а что-то было продумано во время формирования списка. Что-то я запросил, зная, что не дадут чего-то, больше, например, ангелов мы запросили пять, нам сказали, выбирайте трех, что было счастьем. Я вообще думал, что дадут в лучшем случае одного или вообще не дадут, потому что это фрески.

Рафаэль, например, вообще части одного придела, это одно произведение из трех частей состоящее, на вполне себе русскую тему, потому что они представляют веру, надежду, любовь. Это одинаково важно и для русского, и для итальянского менталитета, для католичества и для православия, как бы для всего человечества. Их три, но Ватикан, это понятно, сказал, что две, потому что мало ли что, у них хоть что-то останется. Оставили себе надежду, поэтому мы в России оказались с верой и любовью, но, как это часто бывает, без надежды».

Фото: агентство «Москва»

Другие выпуски