Рейтинг Португалии понижен до "мусорного уровня"

Поддержать ДО ДЬ

Португалии остался один шаг до дефолта. Рейтинг страны понижен до "мусорного уровня". Международное рейтинговое агентство Moody’s резко и сразу на 4 пункта снизило кредитный рейтинг государственных долговых обязательств Португалии.

Что ждет Евросоюз? Говорим об этом с независимым директором Сергеем Скатерщиковым

Малыхина: Расскажите, что ждет Евросоюз, и вообще саму Португалию в связи со всем этим?

Скатерщиков: Вы знаете, у меня по этому поводу несколько соображений. Ну, во-первых, в принципе тема-то не новая. Известно, что периферийные страны Евросоюза они конечно очень сильно страдают еще со времен кризиса 2008 года, и их лечат, и им помогают, но ничего их не вытягивает из той ситуации, в которую они попали. Но здесь, мне кажется, есть пара таких свежих мыслей. Во-первых, я вспомнил, если вы помните, у нас вот премьер-министр наш нынешний, он когда-то много-много лет назад поставил перед собой задачу догнать Португалию. Помните, была такая история? Вот мы ее догнали и перегнали даже. И, кажется, просто цель была немножечко неправильная, то есть хорошо, что мы не пошли совсем по этому пути, и в принципе, глядя на то, как страдает Португалия, можно только в очередной раз вспомнить про то, что это неправильно жить не по средствам. То, как живут греки, то, как живут португальцы, если подумать, а уже больше 30 лет они наслаждаются тем счастьем, что их взяли в Евросоюз. Им, в принципе, прислали туда денег на инфраструктуру, туда обрушился ливень иностранных инвестиций, и местное правительство все время потакали социальным нуждам местного населения. И, в общем, к сожалению, час расплаты настал. И я думаю, что грекам ,и португальцы скоро это услышат, жутко неприятно слышать то, что им говорят немцы, про то, что это будет сейчас ограничение суверенитета. Но это, кстати, очень справедливо. И кажется, те социальные обещания, которые даются, если они не подкреплены деньгами, они обернуться вот такими проблемами.

Малыхина: Какие сценарии развития?

Скатерщиков: Ну, я думаю, что это в принципе немножечко похоже на карточный домик. И Португалия здесь упала не по тому, что она сама по себе такая плохая Португалия, а потому что она просто по статистике одна из слабых стран Евросоюза.

Малыхина: Там же нет каких-то социальных волнений, как есть в Греции, например. Там все достаточно спокойно. Кроме того, что…

Скатерщиков: Ну, потому что этот процесс только развивается. И помимо Португалии там еще наша бывшая советская Прибалтика рядом стоит, и конечно, особенно Латвия, Литва и та же самая Ирландия, про которую мы много говорили – это все страны, которые в общем-то находятся под ударом. Во многом от них ничего не зависит. Все зависит от Китая и Америки. Проблема состоит в том, что эти периферийные страны Евросоюза попали в ситуацию, где они между молотом и наковальней. Молот - Китай, который перегрет: за последние 5 месяцев 8 раз повышение процентной ставки. Про Китай есть беспокойство, что великое китайское чудо немножечко подходит, кажется, к концу. Это большая проблема для основных доноров Евросоюза, немцев, французов, потому что весь тот экспорт, который сегодня существует в Азию, он может немножечко встать.

Малыхина: Сергей, а если более прикладно подумать, вот как это может отразиться на курсе евро, например, в полугодичной перспективе? Потому что уже несколько стран и активно все муссируется…

Скатерщиков: Ну да, это происходит сегодня, евро падает. И в принципе, это точно не поможет евро. Чем больше макропроблем в Евросоюзе и чем сильней трещит по швам Евросоюзовское братство, тем хуже это для евро.

Малыхина: В полугодичной перспективе, соотношение доллара, по паре доллар–евро, как будет себя вести?

Скатерщиков: Ну я думаю, что никаких там тектонических сдвигов представить сложно. Потому что если бы была прекрасная розовая сияющая жизнь в Америке, я бы легко сказал…

Малыхина: В том-то и дело, поэтому и интересна ваша оценка.

Скатерщиков: Да, да. Ну, я думаю, что в принципе некий паритет там в диапазоне там 1,35-1,65 он будет сохраняться. Я понимаю, что это большой диапазон, но это так аккуратно, как я могу сказать, в пределах 6 месяцев при всей той неопределенности, которая сегодня есть.

.

Также по теме
    Другие выпуски