Революция в медицине: ученые создали инъекцию для профилактики ВИЧ, которую уже называют «вакциной»

21/12/2021 - 22:43 (по МСК) Анна Монгайт

Применение первого в мире инъекционного препарата для профилактики ВИЧ-инфекции одобрили в США. Главная особенность препарата «Апретьюд» — вместо ежедневного приема нескольких таблеток (единственного до сегодняшнего дня способа профилактики ВИЧ) пациенту нужно будет сделать всего лишь 6 уколов за год. Первые две дозы необходимо вводить с интервалом в один месяц, а затем — каждые два месяца.

Правда, есть и несколько нюансов: несерьезные побочные эффекты, например, головная боль, усталость, боль в спине или сыпь. Ну и, конечно, цена — одна инъекция обойдется в три тысячи семьсот долларов. Это около 270 тысяч рублей. Обсудили эту важную новость с врачом-инфекционистом, медицинским директором фонда «СПИД.ЦЕНТР» Антоном Ереминым.

По словам Еремина, прием таблеток для неинфицированных людей, но осознающих риски потенциального заражения, подходит не для всех. А новый препарат применяется и для лечения, и для профилактики — позволяет снизить риск инфицирования практически до нуля, и у него практически отсутствуют серьезные побочные эффекты, сказал Еремин.

Расскажите, почему это действительно важная и большая новость медицинского свойства? В чем ее революционность, скажем так?

Действительно, это революция в том плане, что мои коллеги, особенно западные, сказали, что им сделали подарок от FDA на Рождество, потому что если мы знали, что доконтактная профилактика ― это эффективный метод, то раньше у нас был единственный вариант ― это таблетированная форма, то есть прием таблеток ВИЧ-отрицательными людьми, людьми без ВИЧ-инфекции для того, чтобы снизить свои риски инфицирования. Но в таком случае таблетки работают только тогда, когда их принимают в соответствии с рекомендациями. Есть такое понятие, как приверженность, нужно ежедневно в одно и то же время принимать препараты, не пропуская, это не для всех людей подходит по разным причинам.

То есть это люди, которые не заразились еще.

Да, это именно профилактический метод для тех людей, кто не имеет ВИЧ-инфекции, но осознает собственные риски инфицирования.

То есть потенциально есть угроза, да?

Да. В целом это понятие довольно размытое, потому что в разных странах под этими группами понимают разных людей, но, как правило, таблетированная форма раньше в первую очередь рекомендовалась мужчинам, практикующим секс с мужчинами, то есть гей-сообщество ― это то сообщество, которое первое активно внедряло, и врачи активно внедряли этот метод у себя.

И понятно, что доступ к этой доконтактной профилактике был в первую очередь среди белых цисгендерных геев из крупных городов, которые действительно понимали собственные риски инфицирования и активно обращались за этой доконтактной профилактикой. А вот, например, если мы сравниваем с африканскими странами, женщина в Африке не могла скрыть от своего партнера, что ей нужно принимать таблетки, или, допустим, ей нужно было скрывать это от своего лечащего врача, от знакомых, друзей, и поэтому эффективность этого метода у женщин в Африке показала практически нулевые показатели.

Поэтому стало понятно, что нужны какие-то другие методики, кроме таблетированных форм, и поэтому появились разработки этого прекрасного препарата, каботегравира, который применяется и для лечения, и для профилактики. Но в данном случае речь идет именно о профилактическом инъекционном применении пролонгированного действия, которое позволяет фактически до нуля снизить риски инфицирования. Некоторые даже в кавычках называют это такой «лайт-версией вакцины от ВИЧ», хотя слово «вакцина» в нашем обиходе почти ругательное.

Да, в новостях она фигурирует именно как вакцина, поэтому я вас и спрашиваю. Скажите, пожалуйста, насколько это токсичная штука, эти профилактические медикаменты?

Можно сказать, что чем современнее препарат, а каботегравир ― это очень современный препарат, тем он менее токсичен. Практически отсутствуют глобальные побочные эффекты. Конечно, это требует дальнейшего изучения, но в целом мы видим по когорте пациентов, которые применяли его для лечения, что этот препарат очень эффективен и очень безопасен. Так и для профилактики мы не ждем каких-то глобальных побочных эффектов, большинство тех побочных эффектов, которые описаны в этих исследованиях, на основании которых было одобрение FDA, говорят о дискомфорте в месте инъекции, каких-то несущественных побочных эффектах вроде небольшого раздражения в месте инъекции, но ничего более глобального, как правило, не наблюдается.

Конечно, какие-то исключения возможны, но в девяноста с лишним процентах случаев это препарат очень безопасный. Поэтому мы понимаем, что действительно у нас в распоряжении со временем появится уникальный метод, который позволит нам значимо снизить количество новых случаев при условии грамотного его внедрения и доступной цены, которая, конечно же, очень важна.

Объясните мне, если люди начинают в молодом возрасте активную половую жизнь, не обязательно гомосексуалы, не нужно ли им всем прописывать использование, например, этой инъекции, которая профилактически тебя защищает от ВИЧ сейчас?

Сейчас мы понимаем, что в целом нет такого человека, кроме людей с уже подтвержденной ВИЧ-инфекцией, которому доконтактная профилактика была бы категорически противопоказана. Но, естественно, если мы говорим о таблетках, то человек должен быть очень мотивирован на их прием, чтобы соблюдать все правила приема, чтобы делать так, как рекомендовал врач. Как правило, это все-таки уязвимые группы, то есть те группы, которые понимают собственные риски, у которых есть доступ к этой профилактике, а это тоже большая проблема. Тогда эти люди принимают их эффективно.

В случае если же мы говорим о странах с высоким бременем эпидемии, например, это африканские страны, то в целом мне кажется даже очень удачным опыты, исследования, неправильно говорить «опыты», это хороший и доказанный метод профилактики, исследования, которые показали, что да, женщины в Африке, например, ― это отличная группа, на которой можно внедрить эту инъекционную форму доконтактной профилактики и применять ее активно, потому что там есть страны, где заражено очень большое количество людей, больше 10%, и этот метод может внедряться практически поголовно, естественно, при условии всех сопутствующих сервисов, которые должны быть: тестирование, консультирование, адекватная медицинская помощь в целом.

Очень дорого только для женщин в Африке. Как вы считаете, подешевеет ли этот препарат?

Конечно, он подешевеет, и это мы видим по примеру других препаратов той же компании и других компаний. Чем более активно внедряется какая-либо методика, будь то профилактика или лечение, тем дешевле становятся эти подходы и препараты, потому что когда-то, например, препарат долутегравир, который сейчас используется очень активно как первая линия терапии, стоил просто баснословных денег как в западных странах, так и в России. Сейчас этот препарат входит в первую линию терапии в большинстве стран, он значительно, в десятки раз подешевел за многие годы.

То же самое касается каботегравира, который такое новое поколение, инъекционная форма, похожая на долутегравир. Очевидно, что снижение стоимости будет, но это процесс очень долгий. Мы понимаем, что в России никакая из этих форм пока каботегравира не зарегистрирована ни для лечения, ни для профилактики, поэтому это требует большого времени и всех бюрократических процедур.

Но все равно это отличная новость. Спасибо большое!

Другие выпуски