«Надели пакет на голову и начали душить»: волонтер штаба Соболь рассказала о пытках в московском ОВД
Волонтер штаба Любови Соболь Алена Китаева рассказала в интервью Дождю, что в московском ОВД по Донскому району к ней применили насилие и пытки после задержания на акции в поддержку Навального. По словам девушки, полицейский надел ей пакет на голову, требуя сказать пароль от телефона. Сейчас Китаева находится в Симоновском суде. Ее обвиняют по части 6.1 статьи 20.2 КоАП (создание помех движению на несогласованной акции).
Она рассказала, что 2 февраля вместе с сестрой участвовала в акции протеста в центре Москвы: «В какой-то момент мы оказались в небольшом переулке, когда и с одной, и с другой стороны был ОМОН. Не было никакой толпы, мы не выкрикивали никаких лозунгов, мы не перекрывали трассы, а просто на нас побежала эта толпа. И просто нас повязали со словами: Давайте вы тоже пойдете».
В ОВД по Донскому району, куда привезли 21-летнюю Китаеву, к ней сразу подошел сотрудник и сказал: «Давай мы будем по-хорошему. Ты же хочешь, чтобы все хорошо закончилось». «Мое пространство неоднократно нарушалось. Он приближал свое лицо ко мне, сильно кричал. После этого нас заставили сдать отпечатки пальцев, несмотря на то, что мы все имели паспорта [при себе]», — добавила девушка.
По словам Китаевой, потом она узнала, что ее сестру повели в камеру, скрутили руки, сжимали запястья и насильно взяли отпечатки. «Ее провели мимо меня, и она сказала: „Лучше сделай это добровольно“. Затем для меня наступила самая ужасная часть, когда мы вместе с полицейским составляли объяснительную. Он меня спрашивал, как все происходило. Тут зашел полицейский другой и сказал, чтобы я говорила пароль от телефона. Я сказала, что вы не имеете на это право», — поделилась девушка.
После ее отказа давать пароль от телефона полицейский попросил вывести из кабинета другого задержанного, и там остались Китаева, двое полицейских и еще двое сотрудников ОВД. «Они закрыли дверь, мне стало очень страшно, потому что я видела, что там нет камеры, что я одна и четыре мужчины, которые сейчас начнут непонятно что делать. Он начал сначала кричать на меня, топать ногой, я просто молчала, потом он сказал: „Не хочешь по-хорошему, давай по-плохому <…> Хочешь пакет на голову?“», — сказала девушка.
Китаева объяснила, что не выполняла требования полицейских, так как «до последнего надеялась», что они не будут применять к ней насилие. «Сначала он своей ногой ударил мне по ноге. У них на полке лежал пакет, буквально заготовленный обычный пакет из „Пятерочки“. Они надели мне его на голову и слегка начали душить. Я очень боялась, пыталась прикрываться, сопротивляться. При этом он наклонял максимально мою голову, тряс меня и в какой-то момент он как-то оттолкнул стул, что я просто отлетела в сторону», — рассказала Китаева.
По ее словам, она стала звать на помощь, а полицейский в ответ «с издевкой» тоже закричал: «Помогите-помогите». Затем сотрудник провел себе по лицу, после чего на коже остались красные полосы, и сказал, что это Китаева его поцарапала. «И ничего ты не докажешь. Это уже статья», — передала девушка слова полицейского.
Он также пригрозил применить к Китаевой электрошокер, после чего она согласилась дать свой пароль от телефона. «Они его вырвали и начали просматривать мои контакты, все мои личные данные», — добавила девушка.
Дополнение в 16:00. Сестра Алены Китаевой, 19-летняя Александра рассказала The Insider, что опознала в мужчине, находящемся в отделении, оперативника Центра «Э» Алексея Окопного: «Он придавил меня к стене и сильно сжимал мою руку, чтобы разжать мой кулак, у меня остались синяки».