«Пакет на голову, душили, били током»: еще один скандал из-за пыток в полиции Татарстана
В Ассоциации незаконно осужденных Татарстана говорят о пытках задержанных в подразделении по борьбе с организованной преступностью республиканского МВД. Причем пытали брата руководителя этой организации, которая борется как раз со злоупотреблениями в правовой сфере. Глава Ассоциации незаконно осужденных Татарстана Надежда Шакирова рассказала подробности.
Надежда, расскажите, за что был задержан ваш брат?
10 апреля его задержали со словами, что он сбил бабушку. Потом он сказал, что его пытали, что хотят навешать на него, что он пытал и удерживал некоего Джалолова. Впоследствии мы узнали, что этот Джалолов всерьез судим, а местные СМИ вывели это так, что мой брат пытал бизнесмена в течение семи лет.
Скажите, как вы узнали о том, что вашего брата пытали в отделении?
Я узнала это от нашего адвоката на следующий день после задержания, то есть 11 апреля. Вечером он позвонил мне на телефон и рассказал, что моего брата… ну, помяли. Я сказала: «Будем ли мы заявлять об этом?». Он сказал, что как бы не было хуже, что у него есть практика, что когда люди жалуются на пытки, потом им за ложный донос еще статью делают.
А что конкретно с ним происходило? Кто и как его пытал?
Конкретно сначала надевали пакет на голову, душили его. Чтобы не задохнуться, он начал прогрызать пакет зубами. Он говорил, что два-три раза ему этот пакет меняли, когда видели, что он дырочку, отверстие сделал в пакете. Затем его положили на дубленку, положили на корточки и стали прикладывать к нему железные клеммы, через эти клеммы гонять ток.
А чего они добивались?
Добивались того, чтобы он сначала признался в том, что он пытал Джалолова, а после того как у них это не получилось, они добились того, что он подписал, что он подвозил Джалолова вместе с Максимовым до дома Максимова в тот день. И они сказали: «Нам этого достаточно».
Еще сказали, что именно сотрудник самый главный, на которого я свои жалобы пишу и остальные жалуются, это Марфин Дмитрий, он сказал: «Тебе повезло, что я клеммы еще к твоим ягодицам и ногам прикладываю, другим повезло меньше, некоторым я и к яйцам прикладывал клеммы». Впоследствии я узнала, что действительно такое было.
Даже подала заявление первый раз, зафиксировали его как обращение. Только многократные мои письма Бастрыкину в чат «ВКонтакте» дали какие-то результаты, пошел процесс, зарегистрировали мое обращение как заявление вначале. Потом я долго добивалась, чтобы какой-то ответ был на это заявление, и мне вынесли постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, вот оно у меня здесь лежит.
Вообще никаких фактов, ничего не проверено, только показания моего брата, мои показания, объяснительная оперов. И исчезли показания свидетельницы, которая на суде заявляла, что ее эти же опера заставляли оговорить моего брата, она вместе со мной приходила, когда я писала заявление, и тоже давала объяснительную. Эти показания исчезли.
Надежда, вы упомянули обращение к Бастрыкину. Вот там вам ответили, что в действиях полицейских не было ничего противоправного. Скажите, а в этом обращении вы описывали все пытки, которые происходили с вашим братом: пакет на голову, применение тока?
Да, да. Это не один раз, вот у меня тут целая куча ответов лежит, сколько я писала. Если видно, да, вот. Я и в Государственную Думу писала, и к Синельщикову на прием два раза ходила, к Бастрыкину, к Чайке, в наш Следственный комитет. Начиная с ноября 2017 года я постоянно туда хожу, постоянно пишу, но пока результата нет.
И мне вот удалось поднять резонанс благодаря тому, что я нашла таких же потерпевших, как мой брат. Оказывается, он не один такой, у некоторых еще хуже повреждения были. И всё это заминается, мне говорят, что Марфин сказал, что у него большие покровители и что он прикрыт со всех сторон, дело не заведут на него.
Фото: Дмитрий Коротаев / Коммерсантъ