Путину предложили все собрать и поделить
Экономические принципы из булгаковского «Собачьего сердца» – в жизнь. Все собрать и поделить – предложили глава Федерации независимых профсоюзов России Михаил Шмаков и депутат Госдумы, единоросс Андрей Исаев.
Они написали программную статью под названием «Три запроса России к Путину», которая публикуется в последнем номере газеты «Московские новости». Основные идеи просты: повысить минимальный размер оплаты труда хотя бы до уровня прожиточного минимума, то есть если сейчас это 4 тысячи 612 рублей, то должно стать, как минимум, в два раза больше.
Еще одно предложение – ограничить зарплаты топ-менеджеров компаний, чтобы зарплаты эти были не выше определенного уровня по отношению к средней заработной плате в той же организации. А всех олигархов – наделить дополнительными социальными обязательствами.
Наконец, самое удивительное предложение – это введение программы «антиваучер». Авторы предлагают объединить все имущество, находящееся в государственной собственности и доставшееся от Советского Союза, например, госпакет акций «Газпрома» и «Роснефти» и так далее в единый фонд. И все дивиденды распределять между людьми, родившимися в Советском Союзе до определенного периода, например, до 1 января 1991 года.
О том, реально ли воплотить эти планы в жизнь, мы поговорили с одним из авторов статьи – главой Федерации независимых профсоюзов России Михаилом Шмаковым.
Казнин: Экономические принципы с булгаковского «Собачьего сердца» в жизнь все собрать и поделить предложили глава федерации независимых профсоюзов России Михаил Шмаков и депутат госдумы Андрей Исаев.
Шмаков: Насчет Булгакова – это не совсем точные формулировки. Есть проблема, которую нужно решать в обществе. Мы дали свой рецепт, примерно, как там написано, а дальше уже обществу решать, как это лучше сделать. Пару-тройку рецептов могу дать, например, вернуть и национализировать недра, хотя это и так по Конституции принадлежит всему народу. Можно, как в Норвегии, Саудовской Аравии, ограничить олигархов.
Писпанен: Я процитирую вашу статью: «Если они откажутся публично взять на себя ответственность по оказанию помощи спортивным командам, детским домам и так далее, невложение этих средств должно рассматриваться как аморальное и неподдерживаемое обществом поведение». Это как? Мы им всем скажем «Фуй»?
Шмаков: В статье написано о трех запросах общества к Путину. Один из вопросов касается экономики, то есть справедливости - того чувства, которое не хватает большинству россиян. Первый посыл: мы должны ясно показать своему и мировому обществу и то, что нарастает конфронтация, и мы должны сделать все, чтобы не допустить новой войны. Второе: с народом надо делиться, в том числе через повышение социальных гарантий, одной из которых является минимальной оплаты труда. Федеральная служба исполнения наказаний определила, что осужденного в дороге, пока его ведут к местам заключения, надо кормить на 300 руб. Простое арифметическое действие показывает, что это 9 тыс. в месяц. Следовательно, минимальная заработная плата должна быть не менее 10, а вообще - 16 тыс. рублей. Но не 4,911 тыс.руб, как оно есть сейчас.
Писпанен: Не увязываются ваши пожелания с замминистром экономики о том, что в ближайшие три года нужно забыть об увеличении заработной платы?
Шмаков: Значит, нам нужно забыть такого министра экономики.
Казнин: То есть, Медведев и Путин предлагают идти одним путем, вы - обратным?
Шмаков: На то мы и есть, чтоб предлагать рецепты лечения нашего общества и нашего государства. Поэтому Путин и Медведев должны делать выводы. Они могут солидаризироваться замминистром и не обращать внимания на требования людей, но это ведь не требования на демонстрациях.
Писпанен: Владимир Путин в 2007-м ответил так на похожее предложение: «Что касается раздать по 3-4 млн. - проект хороший, но мало денег. А если уж раздать, то все, и разъехаться».
Шмаков: Если эти идеи время от времени возникают, то это надо серьезно обсуждать. Есть другие предложения - это национализация банка России, который сейчас не является национальным финансовым институтом.
Писпанен: А вы понимаете, какие у вас сильные противники? Еще 4 года назад была заявка о новой приватизации, и с тех пор только откат назад?
Шмаков: Приватизацию, утвержденную в последний год, надо тоже пересматривать. Зачем приватизировать то, что приносит доход?
Казнин: Тогда надо менять и строй?
Шмаков: В статье написано, что должны быть ненасильственные действия, и что приватизированное нужно отбирать. Мы говорим о том, что есть у государства сегодня.
Казнин: А зарплаты топ-менеджеров? Забирать у олигархов излишки?
Шмаков: Правильно распределять доходы - отказаться от плоской шкалы подоходного налога и ввести прогрессивную шкалу.
Казнин: Почему статья, а не конструктивный диалог? Ее могут и не прочесть.
Шмаков: Благодаря вашему телеканалу миллионы о ней уже услышали. И посев не прошел даром.