Путину пожаловались: полиция Нижнего Новгорода довела подростка до самоубийства

14/01/2013 - 21:48 (по МСК) Павел Лобков, Лика Кремер
Поддержать ДО ДЬ

Следственный комитет в Нижнем Новгороде завел уголовное делу по факту доведения подростка до самоубийства. Незадолго до нового года 17-летний Михаил Сорокин, состоявший на учете у нарколога, повесился.

Это бы стало рутинным случаем в череде подростковых самоубийств. Если бы не врач Сорокина, который написал открытое письмо президенту, в котором рассказал, как мальчику каждый день местные полицейские угрожали тюрьмой, обвиняя в мелкой краже.

Петр Рузавин разобрался в истории.

Рузавин: Эта история, как ее рассказывает 57-летрний врач-нарколог Вячеслав Токаренко, скорее, напоминает некий триллер. Нарколог взял под собственный патронаж подростка Михаила Сорокина. Тот вырос в неблагополучной семье: мать злоупотребляла спиртным, отец несколько лет назад покончил с собой. Сорокин пристрастился к клею, и Токаренко решил им заняться около 5 месяцев назад. По словам нарколога, под его присмотром подросток стал регулярно посещать занятия в техникуме, он покупал ему одежду, постоянно брал с собой. Сорокин подружился с дочерью врача. Все началось 10 ноября прошлого года. Один таксист попросил помощи у нарколога. Сотрудник ГАИ, якобы требовал взятку. Водитель утверждает, что поймали его пьяным. 17-летний Михаил Сорокин стал снимать на камеру, как нарколог общается с теми полицейскими, а потом проводит токсикологическую экспертизу таксисту, которая показывает, что таксист трезв. После этого они вдвоем пытаются добиться увольнения этих гаишников, обращаются к начальнику ГИБДД, однако тот впоследствии ничего не принимает. Более того, и нарколог, и подросток получают негласные угрозы от местных силовиков. Так продолжается несколько недель, пока 8 декабря, как говорит Токаренко, за них не принялись серьезнее, а именно: обвинили Сорокина в краже бензопилы.

Вячеслав Токаренко, врач-нарколог: Начинают обвинять в совершении кражи, которую он не совершал. Его везут на место преступления, на котором он никогда не был. Заводят туда, он трогает там все руками, говорят ему, что теперь у него там отпечатки пальцев и его все равно посадят, и уже вечером он решил повеситься. Он панически боялся тюрьмы.

Тогда нарколог успел его вытащить из петли. В предсмертной записке Сорокин говорит, что невиновен, обвиняет полицейских в давлении, называет их козлами, говорит, что боится тюрьмы. Как говорит врач, после этого полицейские заставляют парня подписать заявление о том, что он не вешался, а все придумал доктор. Об этом, якобы, сам подросток рассказал чуть позже врачу.

Полиция начинает дежурить и у дома самого нарколога. Они решают, что надо уехать из города, скрываются у друзей. И последняя надежда, по словам нарколога, - прокуратура. На чужой машине они, в конце концов, проезжая несколько полицейских кордонов, добираются, передают материалы дела прокурору, в том числе и про попытку самоубийства. Сейчас районный прокурор называют версию о том, что Сорокина довели до самоубийства полицейские, бредом.

Лариса Софонова, прокурор Бутурлинского района Нижегородской области: Бред сумасшедшего. На мой взгляд, со стороны сотрудников полиции каких-либо неправомерных действий в отношении Сорокина не совершалось. А вот со стороны Токаренко, я считаю, это нарушение есть.

После передачи документов 57-летний врач и 17-летний подросток возвращаются домой, а тем временем полицейские приходят к матери Сорокина, и та пишет заявление о похищении ее ребенка врачом-наркологом. Как следствие, он не мог больше являться к Сорокину домой, пару дней они не общались. И 14 декабря около 3 часов ночи подросток был найден повешенным у себя дома. Как говорят следователи, рядом с ним обнаружили бутылку с лаком. Этой историей занялся Комитет против пыток. Они поговорили с соседями и матерью погибшего подростка.

Дмитрий Утукин, юрист Комитета против пыток: Картина такова. Он был из неблагополучной семьи, но при этом не склонен к совершению каких-то преступлений. Мать, мало зарабатывающая и много пьющая, по национальности чувашка, по-русски говорит плохо. Из того, что мы поняли, что она не винит полицию. У меня впечатление такое, что она к сыну безразлично относилась и относится сейчас – мол, помер, и ладно.

На протяжении всей этой истории нарколог Токаренко звонил за помощью начальнику отделения полиции по обслуживанию Бутурлинского района Сергею Бычкову. Теперь он считает полицейского одним из главных виновников в смерти подростка. С его согласия травля, как он говорит, и велась. Мы смогли взять комментарий у Бычкова.

Сергей Бычков, начальник отдела полиции по обслуживанию Бутурлинского района Нижегородской области: Со всех сторон сейчас идет, я надеюсь, всесторонняя проверка этого дела. Чтобы дали всему этому оценку. И особенно этому господину, который называет себя врачо-наркологом.

При этом в Комитете против пыток мне сказали, что считают местных полицейских, как минимум, косвенно причастными к этому самоубийству. Но доказать это почти невозможно. И сегодня нижегородские следователи сказали, что подросток покончил с собой после разговора с полицейскими. Будут проверять все версии.

Юлия Склярова, пресс-секретарь Следственного управления Следственного комитета по Нижегородской области: Его причастность к данной краже установлена не была. В ходе расследования будут проверены все версии, в том числе и версии врача-нарколога Бутурлинской ЦРБ о доведении до самоубийства сотрудниками полиции.

Вячеслав Токаренко на прошлой неделе обратился с открытым письмом к Владимиру Путину с просьбой разобраться в этой истории. Сейчас он опасается за свою жизнь, уехал из Нижнего Новгорода. До этого, по его словам, ему предлагали 2 млн. рублей, чтобы он перестал заниматься этой историей, а потом пригрозили убийством.

Другие выпуски