Путин пустил газ

06/09/2011 - 19:08 (по МСК) Дмитрий Казнин, Ольга Писпанен
Поддержать ДО ДЬ
Владимир Путин запустил первую порцию газа в "Северный поток" в компании главы "Газпрома" Алексея Миллера и бывшего канцлера Германии Герхарда Шредера. Внимание к запуску трубопровода подогрела и новая газовая война России и Украины.

"Как у любой транзитной страны, у Украины есть искушение попользоваться своим транзитным положением. Теперь этот эксклюзив исчезает", - видимо, не без удовольствия заметил премьер. 

Казнин: Ситуация с Украиной. Не боятся ли в Германии повторения газового кризиса в связи с новым обострением отношений между Россией и Украиной?

Юрин: Мне кажется, в Германии повторения газового кризиса не очень боятся по нескольким причинам. Во-первых, сейчас в Германии почти летняя погода, очень тепло, а природный газ, как известно, используется в Германии во многом для отопления. Во-вторых, в ходе прошлых зимних кризисов Германия в отличие от многих восточно-европейских стран не мерзла, в том числе, за счет своих мощнейших запасов. В-третьих, по «Северному потоку» реальные поставки потребителям должны начаться уже в ближайшую неделю. Тот же Путин сказал, что Медведев поедет открывать «Северный поток» в Германию в начале ноября, так Германия обезопасила себя со всех сторон. Что же касается отношений, то два немецких энергетических концерна – E.ON Ruhrgas и BASF, дочерняя компания Wintershall, являются с «Газпромом» соучредителями компании Nord Stream, которая уже построила первую, строит вторую ветку «Северного потока», это уже о многом говорит. Стоит отметить, что в результате прошлых газовых войн имидж «Газпрома» как надежного поставщика в Германии серьезно пострадал.

Писпанен: Сегодня Игорь Сечин предложил третью ветку проложить Nord Stream, и это притом, что очень многие российские газовые эксперты говорят, что, в принципе, и эти две, которые еще не достроены, пока нечем особо заполнять. Как вообще реагируют на такие заявления в Германии?

Юрин: Сечин не очень оригинален, о третьей ветке ранее говорил и Владимир Путин. А в Вольфсбурге, где проходил форум «Петербургский диалог», я летом сам слышал, как об этом же говорил Виктор Зубков, который, как известно, не только первый вице-премьер, но еще и глава совета директоров «Газпрома», так что он-то отлично понимает, что это возможно, что это реально, если действительно будет спрос на газ. Почему Россия сейчас активно продвигает эту идею строительства дополнительных ниток, потому что Германия отказывается от использования атомной энергии, ее вообще-то хотят заменить альтернативными источниками энергии. Но солнышко, как известно, светит в Германии не всегда, ветры тоже не всегда дуют, поэтому самым лучшим дополнением для альтернативных источников могут стать электростанции, работающие на газе. И в Германии, судя по всему, они будут сейчас активно строиться, поэтому возникнет необходимость в дополнительных объемах. Правда, на том же форуме «Петербургский диалог» канцлер ФРГ Ангела Меркель ответила, что несмотря на возможное увеличение спроса на газ, этих двух ниток хватит. Строительство, как она довольно саркастически заметила, третьей, четвертой и пятой нитки газопровода «Северный поток», по ее мнению, не понадобится.

Казнин: А каково отношение к Герхарду Шредеру в контексте Nord Stream? Ведь были и коррупционные скандалы. Сейчас, в общем-то, и его успех тоже случился.

Юрин: В Германии, мягко выражаясь, очень не одобрили в свое время решение Герхарда Шредера возглавить комитет акционеров компании Nord Stream, оператора газопровода «Северный поток». Дело в том, что Шредер, будучи канцлером, очень активно поддерживал этот проект, и документ о строительстве газопровода – сейчас многие не помнят – был подписан всего за 10 дней до парламентских выборов, которые Шредер проиграл, и поэтому вынужден был покинуть кресло канцлера. Политические противники сразу же заподозрили Герхарда Шредера в личной заинтересованности при продвижении этого проекта, но правовых последствий для экс-канцлера этот скандал не имел. Хотя, по-моему, какое-то одно судебное разбирательство все же было. Мне кажется, Шредер все-таки ошибся, принимая предложение «Газпрома», потому что его имидж пострадал из-за этой ситуации, а вот «Газпром» явно не ошибся, ведь Шредер обладает обширными связями, колоссальными. Я думаю, что сейчас он является одним из самых влиятельных немецких лоббистов, которого смог «Газпром» заполучить.

Также по теме
    Другие выпуски