«Путин 3.0». Меняет свое отношение к элитам, «рубит с плеча»
И только затем, уже под запись, президент встретился с тем, кого он назначил на его пост – Сергеем Шойгу, проработавшим на посту губернатора московской области всего 7 месяцев.
Официальная формулировка «без отставки министра невозможно объективно расследовать дело о хищениях в компании «Рособоронсервис». Дело, возбужденное 25 октября, изобиловало подробностями об обысках в роскошной квартире бывшей начальницы департамента имущественных отношений Евгении Васильевой давней соратницы Сердюкова еще по налоговой инспекции. О новом стиле принятия судьбоносных решений – Антон Желнов.
Желнов: Отставки – не метод Владимира Путина. Он и сам неоднократно подчеркивал, что уволить можно кого угодно, но с такой политикой мы не добьемся реформ и эффективной работы. Случай с Анатолием Сердюковым необычен тем, что уволена крайне лояльная президенту фигура: тот, кого принято называть «человеком команды», а шире – «человеком Путина». Особая лояльность по отношению друг к другу недавно была показана в фильме Вадима Такменева на НТВ, посвященного юбилею президента.
Из знаковых увольнений президента можно вспомнить отставку министра здравоохранения Михаила Зурабова. Но то увольнение было выполнено в стилистике Путина, с опозданием и откладыванием дел «на потом». Митинги против «самого непопулярного» министра прошли еще в январе 2005 г., а указ датирован сентябрем 2007 г. Что касается отставки правительства Михаила Касьянова в феврале 2004 г., то случилось это накануне второго срока Путина, а многие из министров позже вернулись в правительство. Кроме того, сам Касьянов никогда не был «человеком президента». Скорее можно говорить о наследии ельцинской команды и креатуре Бориса Березовского и Романа Абрамовича. Можно вспомнить и то, как поменялись местами министр юстиции Юрий Чайка и генпрокурор Владимир Устинов. И здесь тоже по-путински. Отставки Устинова бывший глава администрации президента Александр Волошин добивался в 2003 г., после запуска «дела ЮКОСА». Случилась же она спустя три года, в 2006, с и минимальными для Устинова потерями; перешел в Минюст. По мнению бывшего председателя думского комитета по безопасности Владимира Васильева, Путин меняет свой подход к элите: сейчас мы видим поведение другого президента, версии 3:0.
Васильев: Мы имеем другого президента, его требования к кадрам меняются, и он об этом открыто говорит и предупреждает и не раз говорит: «Тот, кто не сделает выводов, независимо ни от чего, будет отвечать». Это было первое предупреждение. Оно прозвучало. Не все его услышали. Никто не будет защищен от преследования по закону.
Политолог Станислав Белковский согласился с Васильевым. Новость об отставке стала для Белковского неожиданностью.Белковский: Уволил он все-таки не чужого человека, а своего – того самого, который был повышен до министра обороны с поста руководителя Федеральной налоговой службы за дело ЮКОСа. Именно Сердюков обеспечивал в 2004-2006 годах безболезненное банкротство ЮКОСа, именно поэтому было принято решение, что он сможет обеспечить передачу контроля над финансовыми потоками Министерства обороны в единственно правильные руки. Он это и сделал. Я думаю, Путин мечется, он хочет вернуть себе хоть часть доверия активной части общества, хоть крупицу любви, и на этом пути он рубит с плеча. Это новая стилистика его кадровой политики, хотя это не означает, что она превратится в тенденцию.
Отставку Сердюкова сопровождала мощная информационная кампания, в которой принял участие и давний оппонент министра Алексей Кудрин. Сегодня в интервью «Ведомостям» он в очередной раз раскритиковал планы Медведева и Сердюкова по колоссальному увеличению расходов на армию и признал, что власти необходимо самообновление. «Самое простое – сменить несколько министров, следующий – все правительство, если это не решит проблем. Это снимает избыточное напряжение и не позволяет вооруженным людям выйти на улицу». Кудрин сказал, что «избыточное напряжение» он обсуждал с Путиным месяц назад. Больше других к отставке Сердюкова, которая еще несколько дней назад казалась не очевидной, готовили федеральные каналы. Обществу должно было понравиться, что в подконтрольном министерству холдинге «Оборонсервис» 25 октября прошли обыски. Активно рапортовал Следственный комитет – казалось, что даже военные растерялись. А портал LifeNews разбавил это пикантными деталями: следователи пришли обыскивать квартиру бывшего начальника департамента имущества Минобороны, а дверь им открыл Сердюков. Было известно, что он давно дружен с Васильевой и является ее соседом по дому в Молочном переулке в Москве. Публиковать такое про близкого президенту министра и зятя Виктора Зубкова – прецедент. Развязка наступила очень быстро, от обысков до увольнения – 12 дней. Последний раз мощную информационную компанию развязывали против бывшего мэра Москвы Юрия Лужкова: фильмы НТВ «Дело в кепке» и «Дело в кепке-2». Но тогда президентом был Медведев.
Лужков: Внешне действительно все выглядит похожим, хотя по существу это разные кампании при использовании одного и того же метода. В случае со мной был поток грязи, который не был обоснован ничем; в случае с Сердюковым работают результаты проведенного или проводимого следствия, которые показывают на очень серьезные нарушения, возможно, преступления в «Оборонсервисе».
Главный уже на это время вопрос: будущее Сердюкова. Источник ДОЖДЯ в Минобороны сказал, что уволенному министру могут дать должность вице-премьера в Белом доме. Но после 18:00 агентства дополнили картину дня: Путин подписал указ и вывел Сердюкова не только из Совета безопасности, но также из всех организаций, в которые он входил. Кроме того, синхронно с властью работает и Следственный комитет. Его представитель Владимир Маркин не исключил, что в рамках расследования дела «Оборонсервиса» Сердюкова могут допросить.У российской элиты существует несколько сценариев смещений и переназначений. Самый популярный – по горизонтали. Отставник становится полпредом президента, входит в совет директоров госкорпорации – как бывший вице-премьер и зять Сердюкова Виктор Зубков. Второй сценарий – наиболее вероятный для Сердюкова – перевод на почетную ссылку – в Совет Федерации, как Валентина Матвиенко, или работы послом, как у Михаила Зурабова. Или в международную организацию, как Виктор Христенко. Есть еще условная категория «забыли» – это про бывшего полпреда президента в Северном округе Илью Клебанова – правда, соскочил он сам и того же Михаила Касьянова. Один из форматов – «держат на крючке» - технологию отработали на бывшем мэре Лужкове.