«Далеко не все в тюрьме»: Путин высказался об оппозиции, «иноагентах» и Нобелевке Муратова
Владимир Путин, наконец, рассказал, как в стране обстоят дела со свободой средств массовой информации и оппозицией, а также прокомментировал закон об «иностранных агентах». Журналистка CNBC на пленарном заседании форума «Российская энергетическая неделя» задала президенту вопрос о ситуации с правами человека в России.
«Я считаю, что это ненормально, когда преследуют журналистов. Кстати говоря, если мы возьмем количество погибших журналистов, количество пострадавших журналистов по миру — посмотрите, где и что происходит в мире. Россия, к сожалению, не единственная страна, где это происходит, и это, конечно, результат внутреннего развития страны и ее демократических процессов, совершенно очевидно. Но я, знаете, с трудом найду страны, в которых СМИ фактически финансируется из государственных источников и занимают такую непримиримую позицию к властям, как у нас, что мне трудно себе представить. Газпром финансирует одну из наших радиостанций, Газпром. Она занимает крайние позиции по любому вопросу, и каждый второй имеет там иностранный паспорт либо вид на жительство — работает, ничего, все в порядке. Конечно, когда журналисты переходят определенные границы, конечно, когда они вступают в зону риска — они рискуют. Наша задача — защитить их. К сожалению, мы не всегда с этим справляемся, это правда», — ответил президент.
Вероятно, речь шла о радиостанции «Эхо Москвы». Потом американская журналистка спросила, не призна́ют ли Дмитрия Муратова, главного редактора «Новой газеты» и лауреата Нобелевской премии мира, иностранным агентом. И вот как ответил Владимир Путин:
«Если он не нарушит российский закон и если он не даст повода для того, чтобы быть объявленным в качестве иностранного агента, значит, этого не будет. А если он будет прикрываться Нобелевской премией как щитом для того, чтобы делать то, что нарушает российский закон, значит, он пойдет на это сознательно, для того, чтобы привлечь к себе внимание, либо еще по каким-то другим соображениям. Вне зависимости ни от каких заслуг каждый должен четко и ясно понимать — нужно исполнять российские законы. Что касается иноагентов, то я уже много раз говорил, могу повторить еще раз: не мы придумали этот закон, этот закон был принят в США в 30-х годах и используется до сих пор, и применяется в том числе к российским СМИ. Ну а это что, почему в США можно, а у нас нельзя? И там, и у нас это делается только с одной целью — для защиты внутриполитических процессов от влияния извне, и иноагенты, им не запрещается ни политическая, никакая другая профессиональная деятельность, они просто должны зарегистрироваться в качестве таковых, вот и все. А в США за это чуть ли не уголовное преследование назначается. Поэтому мы знаем, что мы делаем, и будем делать то, что соответствует интересам Российской Федерации».
Также президент прокомментировал вопрос о том, действительно ли в России существует пятая колонна, управляемая Алексеем Навальным, и чем Путину так досаждают оппозиционеры, что ему приходиться сажать их за решетку:
«Если вы посмотрите на уличные протесты, то вы поймете, что далеко не все в тюрьме. Люди работают, те, которые не нарушают законов соответствующих. Что касается фигурантов, о которых вы сказали, они вообще находятся в местах лишения свободы не за политическую деятельность, а за уголовные преступления в том числе в отношении иностранных предпринимателей, работающих в России, причем неоднократно. Более того, им неоднократно, как бы, по сути, прощали их нарушение законов, но это должно иметь когда-то какие-то последствия для тех, кто это делает, и не нужно злоупотреблять доверием общества для того, чтобы добиваться в том числе экономических преимуществ, защищаясь политической деятельностью. Так, на мой взгляд, произошло и с фигурантом, о котором вы сказали. Что касается в целом оппозиции, она у нас работает, жива, критикует власть, причем критикует так жестко, повторю еще раз, как, может быть, в других странах это не делают. Достаточно — возьмите, включите здесь некоторые СМИ — и вам все станет ясно, российские, они же работают, никто их не трогает, все нормально. Более того, деньги еще от Газпрома получают. Газпром продает газ в Европу и финансирует оппозиционное СМИ. Если вам об этом ничего не известно — вот я вам докладываю, посмотрите, пожалуйста, повнимательнее».
Фото: Михаил Метцель / ТАСС