Pussy Riot-2 против России
Пермский краевой суд сегодня отказал участнице Pussy Riot Марии Алехиной в отсрочке наказания. Алехина просила выпустить ее из колонии до наступления совершеннолетия ее сына Филиппа. Сейчас ему 5 лет.
Тем не менее, с сегодняшнего дня обе осужденные участницы Pussy Riot – и Мария Алехина, и Надежда Толоконникова имеют право требовать условно досрочного освобождения. Девушки были задержаны ровно год назад. Таким образом, они провели за решеткой ровно половину из назначенного срока. Обеих приговорили к двум года лишения свободы – «дали двушечку», по выражению президента.
И вот, за три дня до того, как Надежда Толоконникова получила право на УДО, стало известно, что на нее наложено взыскание. Первым в твиттере «группа Война» об этом сообщил ее муж Петр Верзилов. Уточним: любое взыскание делает условно досрочное освобождение невозможным.
Во ФСИН подтвердили, что Толоконникова действительно нарушила требования режима в колонии. Она без разрешения администрации покинула участок, на котором должна была находиться, и отлучилась в медчасть без сопровождения сотрудника колонии. При этом уже появилась информация, что Толоконниковой грозит до пятнадцати суток карцера.
Завтра адвокат обеих девушек, Ирина Хрунова отправляется в Мордовию подавать документы для Надежды Толоконниковой, а затем в Пермский край – заниматься УДО для Марии Алехиной.
Перед поездкой Ирина Хрунова пришла к нам в студию.
Писпанен: Что-то известно о том, что Толоконниковой грозит 15 суток?
Хрунова: Я бы не стала так радикально смотреть на эти вещи. Даже наличие взыскания не делает УО невозможным. Ранее Верховный суд РФ говорил о том, что наличие взысканию у осужденных не препятствует условно-досрочному освобождению. Будем разбираться на месте. Взыскание, которое собираются накладывать на Толоконникову – независимо от того, будет ли это выговор, предупреждение, ШИЗО – будет обжаловано, поскольку ситуация там не такая, как пытается представить ФСИН. У Толоконниковой имеется разрешение от начальника медчасти на посещение медчасти в определенное время на получение лекарств, что и было сделано в этот раз. Некоторое время назад я обратилась в колонию с соответствующими документами, чтобы они отправили Толоконникову на обследование в больницу. Колония пошла на встречу. Толоконникова была обследована. Ей был установлен определенный диагноз, и она в связи с этим диагнозом получает лечение. Поэтому она и в медчасть направилась не потому что она захотела, а потому что у нее есть лечение, которое она должна выполнять.
Казнин: Когда вы в последний раз общались со своими подзащитными?
Хрунова: По телефону две недели назад.
Казнин: Что они вам говорили? Какое у них эмоциональное состояние и так далее?
Хрунова: Я не заметила каких-то особенностей. Девушки отбывают наказание, которое назначено по приговору суда, но у нас большие планы, у нас много работы, нам некогда распыляться на эмоциональные состояния. Мы работаем.
Писпанен: Мы знаем примеры, когда нижестоящие суды игнорировали предписания Верховного суда. Мы понимаем, что дела, которыми вы занимаетесь, громкие. Вы рассчитываете, что удастся добиться УДО? У вас есть уверенность?
Хрунова: Конечно, нет. Фраза из закона об адвокатской деятельности говорит: адвокат не имеет права обращаться в суд просто так, когда он не видит перспективы. Мы идем в суд только тогда, когда у нас есть для этого реальные законные основания. И в этот раз мы пойдем. Мы будем обжаловать, если нам не удастся добиться. Но я бы не стала так пессимистично смотреть. Будем работать – все шансы для этого есть.
Казнин: Вы будете обжаловать решение об отказе выпустить до совершеннолетия сына?
Хрунова: Я думаю, мы решим с Алехиной вопрос. Решение вступило в законную силу. Можно продолжать жаловаться дальше, можно сосредоточиться на других вещах. Каждое дело индивидуально, суды очень не любят, когда мы приводим примеры каких-то других громких дел, мы всегда говорим, что практика должна быть единообразна, что закон должен быть одинаков, либо суров, либо мягок. Но он не одинаков.
Писпанен: В Страсбург пойдете, если откажут в УДО и по отсрочке наказания для Алехиной?
Хрунова: В Страсбург у нас уже одна жалоба ушла. Она огромная. Сейчас готовится вторая жалоба «Pussy Riot-2 против РФ». Она касается истории в Замоскворецком суде, когда были запрещены ролики Pussy Riot, которые были на сайте. Жалоба уйдет в ближайшее время. Мы подали надзорную жалобу, она сейчас рассматривается президиумом Мосгорсуда. И два больших процесса по УДО будет в течение ближайшего месяца, так что работы, как видите, очень много.