Психолог назвал «фантастикой» создаваемую «Ростехом» программу для предсказания протестов
В России может появиться программное обеспечение для предсказания протестов. Стало известно, что госкорпорация «Ростех» занимается разработкой специальной программы, которая поможет властям предсказывать массовые протесты и предотвращать их эскалацию.
Как пишет «Коммерсантъ», система будет делать это на основе анализа сообщений в СМИ, данных из социальных сетей и записей с так называемых умных камер. В случае, если массовые беспорядки все‑таки не удастся предотвратить, искусственный интеллект будет анализировать поведение толпы и советовать силовикам, работающим на акциях, как себя вести.
Издание отмечает, что в основе таких прогнозов будут лежать методы машинного обучения, и это прямо подводит к причинам, по которым скептики считают, что проект не будет реализован — эксперты полагают, что такой системе, чтобы она работала так, как от нее хотят в госкорпорации, может потребоваться длительное обучение на большом спектре данных.
Вопросы вызывают и методы, которыми такое ПО будет анализировать данные и предсказывать протесты — можно ли действительно предотвратить беспорядки, основываясь на данных в фейсбуке? Поговорили об этом с судебным экспертом и медицинским психологом Виктором Гульданом:
Виктор Викторович, здравствуйте.
Добрый вечер, Володя. Что-то мы застряли на теме искусственного интеллекта и распила вокруг него.
Вы считаете, что это очередная попытка неких госслужащих, упаси господь, залезть в казну?
Помните, мы недавно обсуждали тему возможного прогнозирования каких-то волнений в местах лишения свободы с помощью такого рода программ? Мы как-то это обсудили и решили, что это, конечно, из области научной фантастики. Вы какой фантастикой увлекались в молодости в ранней?
Саймак, братья Стругацкие.
Да, у Стругацких что-то подобное есть. Я думаю, нынешние разработчики тоже, значит, это всё читали. Меня удивляет, почему мы перестали доверять сами себе, почему вместо, так сказать, контроля с помощью закона, судов, морально-этических норм, мы решили обращаться к какому-то искусственному интеллекту, который должен за нас, должен контролировать наше поведение. Что-то мне это не нравится, это что-то в общем нечеловеческое, на мой взгляд. Это раз.
А потом, собственно говоря, трудно себе представить какую-то машинную программу, которая может действительно прогнозировать поведение людей. Другое дело, что бывают какие-то косвенные признаки, по которым можно каким-то образом определить напряжение в обществе, повышение агрессивности и так далее. Вот, например, в метро перестали уступать место бабушкам, это говорит о том, что какая-то ситуация неблагоприятная. Какие еще признаки можно заложить, так сказать, вот в такие программы?
Мы видим, наверное, то что вот, к примеру, допускаем, объявил какой-нибудь нехороший оппозиционер акцию в центре Москвы. Ну опять же, камеры наружного наблюдения, я понимаю, передают данные о скоплении людей, ну, допустим, на Пушкинской площади.
Вот это все совершенно реально.
Мы понимаем, что с Пушкинской есть несколько направлений движения, есть Бульварное кольцо, есть Тверская улица, которая с одной стороны ведет к Кремлю, с другой стороны туда, в сторону Белорусской, там, конечно, ничего серьезного нет.
Ну и вот здесь, опять же, эти камеры могут говорить — ну смотрите, вот у вас концентрация на таком углу людей, концентрация людей на таком углу, и как-то вот не просто они стоят и переговариваются, а может быть, как-то очень заговорщицки-напряженно себя ведут. Нет? Или это правда из области фантастики?
Фиксация каких-то скоплений людей, наблюдение за их поведением уже в тот момент, когда это происходит — ничего в этом нет фантастического, и скорее всего, полиция и должна этим заниматься. Но рассчитывать на прогноз каких-то напряжений, волнений, флуктуаций, основываясь на анализе каких-то, так сказать, признаков в соцсетях, еще чего-то, и пытаться это прогнозировать — это, по-моему, фантастическая задача.
А главное, насколько она нам-то всем нужна? Почему мы должны опять же, чтобы над нами был не закон, не совесть, не суды, а какой-то там искусственный интеллект со своими, возможно, какими-то заморочками?
Здесь вопрос, как это предсказать? И дно дело, когда у тебя высококлассный специалист, но все-таки человек сидит, мониторит социальные сети, находит тех, кто пишет там какие-то гадости про власть или, не дай бог, какие-то экстремистские вещи, ну уж не берем крайние случаи, это мы видим, выявляют и наказывают.
Но представить себе, что будет какой-то алгоритм, который по ключевым словам будет решать — есть напряжение в обществе или же оно несерьезное, мне кажется, это…
Какой бюджет-то этой программы?
Про бюджет вам сейчас не могу сказать, сколько «Ростех» потратит. Вам кажется, что на это должны потратить баснословные деньги, иначе не будет работать?
Безусловно. Безусловно, это будут баснословные деньги, а результат будет, конечно, сомнительный.
Виктор Викторович, спасибо вам большое за участие в нашем эфире, за ваш анализ и комментарий.
Фото: @milan_malkomes / Unsplash