Провокации КГБ и призраки СССР. Павел Лобков о том, почему Даля Грибаускайте — литовская Ангела Меркель

12/05/2014 - 19:17 (по МСК) Павел Лобков

Одна из самых жестких критиков путинской России — без одного тура президент Литвы — как и немецкий канцлер, выросла  в социализме, пионерии и комсомоле и к моменту крушения варшавского блока и советского союза уже достигла значительных высот в номенклатуре тогдашней Литовской ССР.

«Я не умела держать язык за зубами и честно призналась в этом офицеру МГБ, который меня вербовал. На этом все закончилось, так как умение молчать было основной предпосылкой для признания годным к работе на «Штази», — Ангела Меркель, 2009 год. Так фрау канцлерин перед парламентскими выборами 2009 года ответила на попытки обвинить ее в том, что она была кадровой сотрудницей восточногерманской госбезопасности.

В конце прошлого, 2013 года департамент Госбезопасности  Литвы публикует сенсационное предупреждение: якобы против Грибаускайте, действующего президента Литвы, в том году председательствовавшей в Европейском союзе, готовится провокация из Москвы, со стороны бывшего КГБ.

Исходила ли эта утечка от самой Грибаускайте, до сих пор неизвестно, но вместо ожидавшегося обширного досье на свет вышла справка об ее отце. Она датирована 1945 годом и в ней замначальника отдела кадров НКВД Литовской ССР просит центральный аппарат уточнить сведения о служащем в НКВД Поликарпе Грибаускасе, отце президента. Естественно, сама президент и ее окружение увязывали попытки ее скомпрометировать из-за критики России, на которой Грибаускайте в значительной мере строила свою предвыборную кампанию.

«Россия — наш сосед, который, как и прежде, выпячивает свое влияние, используя энергетическую политику, совершая кибератаки, коррумпируя нашу политическую систему, скупая наши СМИ и запрещая литовские молочные продукты», — Даля Грибаускайте, 28 ноября 2013 года.

Как и в случае с Меркель, успешная карьера при коммунистической власти преследовала Грибаускайте в течение всей политической активности.

Меркель политические противники вменяли в вину пионерское детство и комсомольскую молодость, и потом  в восточной Германии даже теоретические химики так быстро диссертаций не защищают — тем более научный рост совпал с периодом, когда фрау Меркель руководила отделом пропаганды и агитации берлинского района Адлерсхоф.

После заявления Грибаускайте об информационных атаках со стороны России литовские журналисты выяснили даже больше, чем предполагаемые враги из КГБ. Оказалось, что юная Даля работала в отделе кадров Литовской госфилармонии — а понятно, кто в СССР работал в отделах кадров — училась политэкономии в Ленинградском университете (а по своему опыту могу сказать, что на эту кафедру брали только по направлению обкомов  комсомола). Во время учебы вступила в КПСС, а сразу по окончании устроилась ученым секретарем общества «Знание» при Литовской академии наук — еще то местечко. Более того, она и дальше росла по партийной линии, причем рекомендации ей давал Сигизмундас Шимкус –почетный сотрудник КГБ, утверждает один из ее последовательных критиков, бывший партийный работник  Владислав Швед.

В общем, и ту, и другую железную леди Европы  в критические моменты преследуют призраки СССР — видимо, неслучайно. Чем лучше знаешь бывшего противника изнутри, тем злее можешь наносить удары, независимо от того, возглавляешь ли ты индустриальную империю или прибалтийскую провинцию.

А ветеранам спецслужб стоит гордиться: если они и вправду имели какое-то отношение к карьерам двух железных леди Европы, то привили им ненависть ко всему советскому крайне профессионально.

Другие выпуски