Противостояние кабардинцев и балкарцев из-за битвы 1708 года. Главное
В Нальчике — беспорядки. 18 сентября в селении Кёнделен в Кабардино-Балкарии начался межнациональный конфликт, который теперь переместился в столицу республики. Толпа двинулась в Нальчик после того, как напоролась на кордон Росгвардии и не дошла до Кёнделена. Дело дошло до потасовки с полицейскими. Беспорядки начались после того, как кабардинцы не смогли пройти на гору Канжаль через балкарское село Кёнделен. Главное отличие нынешнего конфликта в Кабардино-Балкарии от других подобных конфликтов — в нем совсем нет политической или экономической составляющей, это в чистом виде война памяти. Почему — объяснил Алексей Коростелев.
Утро в селе Кенделен: десятки росгвардейцев пытаются угомонить жителей кабардинской деревушки. Сначала выстрелы в воздух, затем в ход пошли дубинки. Рассерженные горцы — не толпа московских школьников, они не расходятся, а оказывают сопротивление. Стихийное противостояние — не социальный бунт, а настоящий межнациональный конфликт, в котором есть место и переделу земли, и войнам памяти.
Кабардинцы — крупнейший по численности этнос Кабардино-Балкарии — 18 сентября решили отпраздновать годовщину битвы у горы Канжаль. По легенде, в 1708 году, жители Кабарды якобы разгромили здесь превосходившее их числом войско турок и крымских татар.
Конный поход потомков победителей остановили балкарцы, нынешние жители села Кенделен у подножия святой для кабардинцев горы. Здесь считают, что древняя победа — выдумка, а перепись истории ведется в угоду желаниям титульной нации.
Мадина Атмурсаева, житель села Кенделен: «Мы как понимаем, они просто хотят наши земли. Кабардинцы сказали, что эти земли наши, вашими они никогда не были и не будут, мы вас всех будем переселять, земли снова перейдут к нам. Хотя факт остается фактом, на самом деле, это балкарские земли, балкарские угодья, пастбища».
Десять лет назад Кенделен уже переживал маленькую войну гордых народов. В 2008 сюда тоже стягивали силовиков — власти вовремя вмешались в конфликт и в этом году рекомендовали отказаться от конного похода или пойти в обход села. Под давлением силовиков, из 200 участников движения Шууэй Хасе, седлали жеребцов всего лишь тридцать.
Но как только первый всадник пересек границу села Кенделен, его жители вышли на протест. Им в противовес из крупных городов приехало подкрепление — и вновь, как и десять лет назад, парад победы превратился в массовую стычку.
Мадина Атмурсаева, житель села Кенделен: «Наши говорят, что это можно было все тихо, мирно сделать, договориться со старейшинами, разрешения спросить — проблем нет. Но они начали выкрикивать, начали оскорблять, унижать, принижать, избили двух стариков наших, видео есть, одному прям голову разбили».
Сколько пострадавших за сутки противостояния — не ясно, также неизвестно количество задержанных и их судьба. Но, судя по кадрам из видео, снятых на месте происшествия, среди раненых могут быть и силовики.
Мадина Атмурсаева, житель села Кенделен: «К нам, в свою очередь, присоединились чеченцы, карачаевцы, дагестанцы. Нашу сторону приняли. Они тоже там. А вот сейчас мне сказали, что с Осетии несколько эшелонов ОМОНа сюда уехало. С Карачаево-Черкесии тоже пять машин отправили ОМОНа. Теперь говорят, СОБР подключили, кадыровцы едут».
Иными словами, в войну памяти двух маленьких народов могут вступить другие кавказские республики. И если это произойдет, вряд ли можно будет надеяться на быстрое разрешение конфликта.