Протесты в Казахстане показали, что полностью отключить интернет в стране возможно. Как это работает и будет ли такое в России?

12/01/2022 - 22:25 (по МСК) Екатерина Котрикадзе
Поддержать ДО ДЬ

В Казахстане постепенно возвращается интернет после того, как он был полностью отключен по всей стране в связи с массовыми протестами. В последние годы главы государств постсоветского пространства стали все больше прибегать к этому методу подавления протестующих во время митингов. Узнали о том, что именно произошло с интернетом в Казахстане, и как это работает, у Владислава Здольникова, эксперта по сетевой безопасности и основателя сервиса Red Shield VPN.

«Спецслужбы просто звонят и говорят операторам, что нужно отключить интернет, а компании и интернет-провайдеры прекрасно понимают, что невыполнение этих требований влечет за собой какие-то последствия», — объяснил принцип эксперт. Здольников считает, что у российских властей в схожей ситуации не будет никаких препятствий для такого же сценария, потому что провайдеры полностью зависят от государства и спецслужб: «Все те же рычаги давления есть, режим российский по своим возможностям ничем не уступает казахскому, и то же самое можно делать в России во время больших акций».

Полная расшифровка разговора:

Здравствуйте. Объясните, пожалуйста, Владислав, людям, которые не являются техническими специалистами и специалистами в IT, таким, как я, что произошло в Казахстане, как это работает?

На самом деле, к сожалению, в современном мире это работает очень просто — спецслужбы просто звонят операторам и говорят, что нужно выключить интернет. Мы такое наблюдаем во многих странах, мы даже наблюдали такое в Москве во время митингов, по-моему, это был 2019 год, когда сотовые операторы в центре Москвы выключали интернет либо полностью, либо там частично.

В Казахстане это происходило ровно таким же образом. Спецслужбы просто звонят и говорят, а компании, интернет-провайдеры, они прекрасно понимают, что невыполнение этих требований влечет за собой какие-то последствия. То есть, может быть, что-то будет, а может, и не будет в суматохе. То же в случае с большими провайдерами будет очевидно, что они не выключили интернет, с маленькими, как это происходило тоже в Казахстане, я сейчас подробнее об этом расскажу, маленькие провайдеры могут не отключить, это никто не заметит.

Так вот, что мы фиксировали. Я должен оговориться, что это, конечно, достаточно точные наблюдения, но когда интернет в стране выключают практически полностью, или даже полностью, как это было периодически в случае с Казахстаном, то могут быть какие-то неточности в наблюдениях.

Четвертого января интернет был целиком выключен в Алматы, при этом по всей остальной стране власти попытались заблокировать Telegram, WhatsApp, Viber, ВКонтакте, и так происходило до пятого января. После этого они, видимо, поняли, что эти блокировки по всей стране своих целей не достигают, все равно люди рассказывают то, что происходит, люди загружают в интернет, передают журналистам видеозаписи происходящего.

И после этого пятого числа мы зафиксировали полное отключение интернета во всем Казахстане, причем отключение такое, что почти на всех операторах невозможно было через это пробиться. То есть нельзя использовать, например, VPN для того, чтобы обойти эти ограничения, потому что просто…

Потому что нет интернета как такового.

Потому что нет интернета, да. В каких-то случаях это можно было обойти, но это очень редко, в случае с небольшими провайдерами, которые выключали его частично, то есть ограничивали прохождение основного трафика, web-трафика, так называемый протокол TLS и так далее, но при этом там что-то работало, и поэтому некоторые VPN -сервисы через это пробивались.

И полное отключение интернета в Алматы мы наблюдали до десятого января, первый раз его включили совсем недавно. И все эти дни, до позавчера, по-моему, до десятого числа, мы видели, как власти включают интернет на три-четыре часа, когда-то это было дольше, и просто после этого выключают.

Смотрят на реакцию пользователей, судя по всему, и на поток информации, а дальше решают отключить заново.

Вот ЧП пока длится в Казахстане, я так понимаю, что оно, вот этот режим, позволяет властям требовать отключения интернета, объясняя это угрозой там государственной безопасности.

А как у нас, Владислав, у нас все так же устроено? Мы можем ожидать, что в случае чего в России власти тоже могут позвонить всем провайдерам и отключить интернет?

Я не вижу никаких преград для такого же сценария. В общем-то провайдеры абсолютно зависят от государства, от спецслужб. Их можно оштрафовать, их можно лишить лицензии, и тогда просто провайдер перестанет существовать. Все те же рычаги давления есть.

Режим российский, он по своим возможностям ничем не уступает казахскому, и ровно то же самое можно делать в России. Более того, во время больших акций каких-то будет происходить ровно это же в России.

Тут важно сказать, что из-за того, что в России, вот что мы наблюдали в Казахстане, мы видели, что крупные операторы, «Казахтелеком», Beeline и еще несколько, они выключают интернет полностью, но при этом интернет немного работал, мог работать на маленьких операторах, которые оказывают свои услуги там на несколько домов или же на несколько бизнес-центров. Мы видели, как люди выходят в эфир, в том числе, на ваш телеканал, как раз через таких провайдеров. Мы это видели.

Да, это правда. Редкое везение.

Как это работает? Либо до них просто не дозвонились спецслужбы, либо они по каким-то причинам решили не выполнять эти требования. Но скорее всего, я все-таки во второй вариант не очень верю, потому что опять же все очень зависимы от государства, все боятся прекращения деятельности.

Слушайте, вы знаете, нельзя ничего исключать, потому что мы слышали о военнослужащих, например, или представителях полиции, которые отказывались подчиняться приказам в Казахстане и переходили на сторону протестующих. Поэтому, может быть, владельцы этих маленьких операторов решили так гражданский долг свой исполнить, например. Ничего нельзя исключать.

Я последний хочу вам, Владислав, если позволите, задать вопрос, по поводу отключения отдельных мессенджеров, отдельных услуг, связанных с коммуникацией в интернете.

Вы упоминали WhatsApp, Facebook, Telegram. Как можно отключить, например, чем мы пользуемся чаще всего? Например , я Telegram пользуюсь чаще других мессенджеров. Это вот так можно сделать, как с отключением интернета?

Это абсолютно легко сделать. Более того, оборудование, которое устанавливается для цензуры в России, так называемое ТСПУ, по суверенному интернету, это же оборудование, по нашим достаточно достоверным данным, приехало в Казахстан еще два года назад. Это оборудование российского производителя «Рдп.ру», которое было установлено, и Казахстан использовался как раз для обкатки этих технологий в России. Для обкатки этого оборудования там даже на полтора дня выключали Telegram, просто без всякого объяснения, для того, чтобы посмотреть, как же блокирует.

Я знаю, что Telegram в случае сейчас обходил эти блокировки, что-то делал для этого, мы видели, как это происходит. Но Telegram вообще формально оставался заблокированным до позавчера, до десятого числа, после этого его решили разблокировать, видимо, потому, что поняли, что бороться бесполезно, если интернет в принципе работает, то Telegram пролезет. Остальные сервисы, которые с этим не борются, они без проблем блокируются, это не представляет никакого труда.

Спасибо вам. Спасибо, что разъяснили. Надеюсь видеть вас в эфире Дождя, много вопросов о технической безопасности, много вопросов о том, что может заблокировать государство. Судя по всему, всё.

Фото: Android

Также по теме
    Другие выпуски