«Игры с Навальным и обществом закончены»: как власти готовятся к жесткому подавлению протестов

20/01/2021 - 21:35 (по МСК) Тихон Дзядко
Поддержать ДО ДЬ

После ареста Алексея Навального его сторонники анонсировали проведение по всей России акций в поддержку политика. Кроме того, Фонд борьбы с коррупцией выпустил расследование о Владимире Путине, которое за сутки с момента публикации собрало более 28 миллионов просмотров. В расследовании рассказывается, что Путин владеет участком площадью 7000 га на черноморском побережье под Геленджиком, на котором расположен дворец площадью 17,7 тысяч кв.м., гостевой дом, амфитеатр, церковь, ледовый стадион, вертолетные площадки, оранжерея и подземный туннель, ведущий к балкону с видом на море. В эфире Дождя политолог Андрей Колесников рассказал, способна ли эта информация повлиять на рост протестных настроений в преддверии анонсированных штабами Навального акций. 

Я приветствую вас, Андрей! Мой вопрос прозвучал: 28 миллионов просмотров, мы помним, что подобный эффект по количеству просмотров производил из того, что делает Навальный, разве что фильм про Медведева почти четыре года назад, и тогда огромное количество людей вышло на улицы. Будет ли так же сейчас?

Возможно, кто-то и соберется выйти на улицы, но вопрос-то в том, дадут ли это сделать. Власти готовы к достаточно жестким сценариям и к жесткому подавлению. Есть опыт лета 2019 года, есть накопленный опыт последнего года, когда власть просто готовилась, впрямую готовится до сих пор к белорусскому сценарию. Я думаю, что просто все те подходы к Тверской, которые возможны, будут перекрыты, будут превентивные аресты, будут превентивные какие-то предупреждения, будут останавливать в метро. Да, конечно, возможны какие-то попытки обойти эти ограждения, но это означает прямой физический контакт и физический конфликт.

Здесь могут быть очень серьезные проблемы, потому что политика примитивизировалась необычайно. Власть уже не собирается играть ни в какие игры ни с Навальным, ни с гражданским обществом, ни с политической оппозицией, все, этот период закончен. Поэтому обстоятельства абсолютно разные в том, что касается фильма…

Действительно период закончен, действительно сейчас некая новая глава? И почему это именно так, почему это случилось, в какой момент, в тот момент, когда 20 августа Навального отравили в Томске, или в тот момент, когда он обвинил в этом Путина, или в тот момент, когда он объявил, что он возвращается, или теперь, когда опубликовал расследование лично против российского президента?

В краткосрочной ретроспективе этим моментом было обнуление. Обнуление раскрыло двери как бы для следующего этапа развития абсолютно того же самого авторитарного режима, после этого произошла очень серьезная вещь, помимо очень серьезной вещи, связанной с отравлением Навального, это правка законодательства, репрессивного, рестриктивного, авторитарного. Попрали Конституцию, значит, можно менять и законодательство.

Это очень серьезные вещи, которые будут аукаться в этом году таким очень явным образом, да еще в год выборов, да еще когда возможны в связи с выборами какие-то протесты, когда в связи с выборами возможно применение разных технологий типа «Умного голосования». Это все очень серьезная игра, точнее, не игра, а наши политические реалии.

Но на самом-то деле все началось гораздо раньше, все началось девять лет почти, когда Путин инаугурировался в качестве президента Российской Федерации в 2012 году. Немедленно после инаугурации, мы все помним майские события, мы все помним ужесточение законодательства о митингах, дальше закон Димы Яковлева, и поехали. Девять лет ужесточается этот режим, естественным образом он должен был войти в некий пик своей авторитаризации и своей примитивизации. Вот он в него и вошел, мы теперь живем с риторикой рубежа сороковых-пятидесятых годов о космополитах практически, да.

Просто смотрите, перекрытые Тверская улица и Пушкинская площадь ― мы это видели, например, чего же далеко ходить за примерами, 27 июля 2019 года перед выборами в Мосгордуму, но тем не менее мы помним, какое количество людей туда все равно вышло. Давайте так: как вам кажется, если говорить о настроениях в обществе, большое количество людей попытается выйти или нет? Потому что некоторые наши собеседники в эфире Дождя говорят так, другие говорят иначе. Но те, которые говорят иначе, говорят: «Нет, в обществе апатия, коронавирусная усталость и прочее, и прочее».

Вы знаете, это самое неблагодарное дело сейчас ― предсказывать количество людей, которые могут выйти, в связи с климатическими условиями, в связи с апатией, не апатией. Апатия есть, безусловно, да, но есть и некоторая фрустрированность той историей, которая произошла с Навальным, его арест ― это вообще довольно эмоциональное действие. И вот это почти беспрецедентное количество просмотров фильма о «дворце Путина», хотя просмотры тоже не говорят о том, что люди обязательно возьмутся за вилы и пойдут штурмовать Кремль, вовсе нет. Для большинства людей это инфотейнмент с попкорном, они сидят и смотрят про жизнь, про богатых, это мыльная опера для них, они смотрят, как живут другие люди, как они могли бы жить, если бы они умели воровать. Вот, собственно, основной мотив просмотра такого кино.

Кого-то это возмущает, естественно, может привести на улицу, кто-то в шоке абсолютном от того, что увидено. Хотя на самом деле, честно говоря, и расследование-то было много лет назад, и описание прихода Путина к власти ― там есть некоторые огрехи, на самом деле. Но показано главное. Главное ― это не дворец, в котором никто не живет, главное ― как аккумулировались деньги теми людьми, которые перепилили всю собственность за то время, что они находятся у власти.

Это для вас ничего нового в этом, вы давно как эксперт и специалист этим занимаетесь. А для большого количества людей, которые смотрят видео в YouTube это может быть, наверно, сродни шоку.

Да, для кого-то шок, для кого-то кино, кино про богатых, про то, как кто-то живет и как кто-то ворует. С одной стороны, стимул выйти есть, с другой стороны, есть и масса контрстимулов, включая тот же самый страх. На самом деле, за это время очень существенно запугали население.

Да, власть, вопреки утверждениям господина Пескова, боится Навального, иначе бы она его не встречала таким образом в аэропорту, иначе бы она не травила и так далее, и тому подобное. Но власть и сама сеет страх, сама показывает, что она готова действовать на самом деле просто без оглядки. Власть на самом деле готова к белорусскому сценарию. Я не уверен, что гражданское общество российское настолько массовое даже в Москве, что оно готово к белорусскому сценарию со своей стороны, да, к тому, что делали белорусы все эти месяцы. А власть готова, власть готова давить, власть готова сажать. Все эти истории со стаканчиками нам прекрасно еще памятны. За это время степень ожесточения власти стала еще более серьезной.

По решению Минюста России ФБК включен в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента

Другие выпуски