«Фильмы, оцененные в Кремле»: кто и как снимает патриотическое кино о военных событиях и что ждет новый блокбастер о Крыме

09/08/2017 - 22:52 (по МСК) Антон Желнов
Поддержать ДО ДЬ

История о Ромео и Джульетте во время «Крымской весны» — это синопсис фильма «Крым», который в сентябре выйдет в российский прокат. Режиссеру Алексею Пиманову заказал картину министр обороны Сергей Шойгу, а одобрил ее лично Владимир Путин. Бюджет фильма о любви севастопольца Саши и киевской журналистки Алены — около 400 млн рублей. Власти не первый раз инициируют и поддерживают патриотическое кино о военных событиях, в которых Россия принимала участие. Какие фильмы можно поставить на одну полку с новым «Крымом», из-за чего они провалились в прокате и почему до сих пор нет фильма о Донбассе — в репортаже Сони Гройсман. 

Съемки первого художественного фильма о событиях войны в Южной Осетии и Абхазии начались почти сразу после ее окончания. «Олимпиус инферно» — так называется картина, которая уже через полгода после осетино-грузинского конфликта была показана на «Первом канале» и появилась на DVD.

По сюжету молодой энтомолог из США Майкл и его подруга, московская журналистка Женя, приезжают в Южную Осетию для съемок фильма о редком виде бабочек «Олимпиус инферно». И на кадры попадает, как грузинские танки входят в республику. Фильм последовательно отражает официальную позицию России по конфликту между Грузией и Южной Осетией, хотя сам режиссер Игорь Волошин в интервью The New Times говорил, что не собирался подстраиваться под конъюнктуру. 

«Я даже не думал снимать политическую агитку. Я устал отбиваться от обвинений в том, что все это — проплаченный "госзаказ". Даже хотел сразу сделать второй фильм — глазами грузинской стороны. Я сам ездил, разговаривал с людьми, которые пострадали во время конфликта, пересмотрел кучу документального материала», — объяснял Волошин. По его словам, бюджет был «мизерным», кто был спонсором он не вникал, а только слышал, что поддержку оказывала администрации президента.

Грузино-американским ответом на «Олимпиус инферно» стал фильм «5 дней в августе». Лозунг картины — «Борьба за правду». Правда тут — это позиция грузинской стороны. Однако при впечатляющем бюджете в 33 миллиона долларов в прокате фильм провалился. Сборы не покрыли и одного процента расходов и составили чуть более 17 тысяч долларов.

«Олимпиус инферно» не остался единственной российской картиной о событиях в Осетии. Спустя три года при поддержке Фонда кино Джаник Фазиев снял «Август. Восьмого». Бюджет картины — 20 млн долларов, а общие сборы составили чуть больше 12 млн долларов. Российский Forbes включил «Август. Восьмого» в список 12-ти самых громких провалов российского кино в 2012 году. Однако, несмотря на неудачу, в прокате фильм оценили в Кремле. 

Дмитрий Медведев тогда заявил: «К сожалению, даже самые славные страницы отходят на второй план. От того, каким образом эти события будут запечатлены в кинематографе как самом массовом виде искусства зависит восприятие тех дней наши потомками. Очень важная миссия этого фильма заключается в том, чтобы показать правду телевизионным языком». 

А вот про военные события на Донбассе фильма с приличным бюджетом пока не сняли. О таком давно мечтает режиссер Владимир Бортко. Сценарий уже написал Александр Проханов на основе своего романа об ополченце «Убийство городов». Сниматься согласились Владимир Меньшов и Алексей Чадов, одна из ролей должна была достаться Алексею Панину. Однако дальше трейлера дело не пошло. В Фонде кино в финансировании картины отказали. Бортко просил 309 миллионов рублей. Режиссер считает, что российские власти просто испугались поддерживать картину на такую тему. «Чистой воды цензура — как бы чего не вышло. У нас мог быть кинофильм, который мог бы рассказать как-то что происходит. Я пытался делать про Донбасс, идущую войну на Донбассе. Кровоточащую рану. Естественно мы по этому поводу чрезвычайно недовольны. Не только я недоволен, но и исполнитель главной роли — Меньшов», — сказал Бортко.

Фильм про Крым, тем временем, власти поддержали горячо. Будет ли он пользоваться успехом у зрителей — пока вопрос. 

«Насколько мы можем судить по похожим историям с фильмами, например, о войне в Грузии, эти фильмы не пользовались большой популярностью, — говорит Андрей Архангельский,  редактор отдела культуры журнала «Огонек», — трудно предположить, что тут дело в таланте режиссера и дело не в деньгах, допустим. Главный грех этого кино — в необъективности самой истории. Они зрителей считают дураками. Даже если этот зритель патриот, как у нас принято говорить, он все равно не пойдет на неинтересный фильм, когда ты заранее знаешь, о чем этот фильм. Этот фильм о том, что мы хорошие, а все вокруг враги, недруги, хотят нам зла и мы в очередной раз спасли мир». 

Другие выпуски