Прохоров хочет купить «Уралкалий», но он не устраивает Лукашенко

26/09/2013 - 00:59 (по МСК) Михаил Зыгарь, Татьяна Арно
Поддержать ДО ДЬ

Михаил Прохоров включается в борьбу за «Уралкалий». По неофициальной информации, бизнесмен и политик интересуется покупкой доли Сулеймана Керимова в скандальной компании.

Сможет ли он в случае успеха заключит мир с белорусами и окончить калийную войну? И как эта сделка отразится на политическом будущем Михаила Прохорова? Ответы на эти вопросы искал наш экономический обозреватель Лев Пархоменко.

Пархоменко: Об интересе Михаил Прохорова к «Уралкалию» сегодня сообщают источники сразу двух влиятельных изданий, американского Bloomberg и российских «Ведомостей». Это уже шестой возможный претендент на долю Керимова. Ранее в прессе звучали имена Владимира Когана, бывшего банкира и чиновника, давнего знакомого президента Владимира Путина, а также Игоря Сечина, который мог бы приобрести долю с помощью государственного «Роснефтегаза», еще одного друга президента Аркадия Ротенберга, Владимира Потанина с помощью контролируемого им «Норильского никеля» и ,наконец, связки владельца АФК «Система» Владимира Евтушенкова и владельца «Русснефти» Михаил Гуцериева.  Все они имеют свои преимущества и свой интерес для этой покупки. Но в этом вопросе определяющими являются два фактора. Во-первых, наличие необходимых средств. Скорее всего, вместе с Керимовым свои доли будут продавать и два его партнера Филарет Гальчев и Анатолий Скуров. В общей сложности их доля составляет 33%. Сегодня на рынке она стоит 5,3 млрд. долларов.  Однако, по информации в прессе,  Керимов хочет премию в 25% и, таким образом, покупателю за всех троих придется выложить уже 6,3 млрд. долларов. С  точки зрения денег, самые крепкие позиции у Прохорова. Он не так давно продал свою долю в «Полюсзолоте» все тому же Керимову и его партнерам. За эту сделку он выручил 3,5 млрд. долларов наличными, найти недостающее для него не составит проблемы. Опять же, Прохоров и  Керимов – давние партнеры, и без труда найдут общий язык при обсуждении возможной сделки. Конечно, деньги есть и у Сечина, и Евтушенкова,  но оба официально опровергли свой интерес к сделке.  Несложно их было бы найти и Потанину с Ротенбергом. Пожалуй, самое непростое финансовое положение у Владимира Когана. Его состояние оценивается менее, чем 1 млрд. долларов, в рейтинге «Форбс» он стоит ниже всех остальных действующих лиц. Для этой покупки почти всю сумму ему придется занимать, скорее всего, под залог все тех же акций «Уралкалия». В таком же положении сейчас находится сам Керимов, и она не очень прочная. Зато он силен в другой позиции – политической поддержке, очевидным образом необходимой для этой сделки. Он давно и хорошо знаком с Владимиром Путиным, его банк имел хорошие связи с питерской администрацией, когда там работал нынешний президент. Абсолютно точно, из всех присутствующих он имеет самую сильную политическую позицию за исключением, пожалуй, Игоря Сечина. Интересно, что с точки зрения будущего самой компании «Уралкалий» именно Прохоров является наиболее предпочтительным новым владельцем.

Елена Сахнова, аналитик ВТБ-Капитал: …Показывает достаточно недружественное отношение к миноритарным акционерам, поэтому если «Роснефть» или «Роснефтегаз» становится приобретателям, то, несомненно, говорить о каких-то высоких принципах корпоративного управления, которое мы видели до этого в «Уралкалии», не приходится. Если покупатель – какой-то частный олигарх, но при этом берет большой леверидж, тоже неприятно. Потому что мы уже видели, как большой леверидж мешает эффективному управлению компании. Поэтому, честно говоря, для миноритариев самым хорошим был бы вариант – некий олигарх с хорошей политической поддержкой и с деньгами.  На самом деле «Онэксим» идеально подходит.

Несмотря на то, что Прохоров не раз позволял себе довольно острые политические выпады в сторону власти, с точки зрения бизнеса он в конфликт с государством никогда не входил и при необходимости пользовался политической поддержкой Кремля. Впрочем, его появление в качестве нового собственника может сорвать мирные переговоры с Александром Лукашенко. Я напомню, что именно  принципиального нового владельца прямо требует Александр Лукашенко в обмен на свободу взятого в заложники гендиректора «Уралкалия» Владислава Баумгертнера и восстановление сотрудничество между «Уралкалием» и «Беларуьскалием». Но в этом конкретном случае, Михаил Прохоров не в полной мере является абсолютно независимой стороной.

Станислав Белковский, политолог: Прохоров – политическое порождение семьи Бориса Ельцина. Есть основания полагать, что Михаил Прохоров есть номинальный покупатель доли Сулеймана Керимова, поскольку мы знаем, что семья Бориса Ельцина весьма заинтересована в «Уралкалии». Александр Волошин – председатель совета директоров «Уралкалия». Поэтому было бы очень странно предполагать, что интересы Прохорова могут  серьезно отличаться от интересов семьи Ельцина в ситуации вокруг крупнейшей российской калийной компании. Поэтому мне кажется, что речь идет о том, чтобы ввести в заблуждение директора совхоза Александра Григорьевича Лукашенко. Считают, что он полный идиот, поэтому замена Сулеймана Керимова на Михаила Прохорова без какой бы то ни было реальной передачи собственности и без какой бы то ни было реальной оплаты этих долей побудит Александр Лукашенко к полной лояльности. Но Александр Лукашенко – не полный идиот. Поэтому понимает, что Прохоров  не является альтернативой Керимову. Это номинальная фигура, которая будет, как принято говорить в соответствующих кругах, фронтировать Сулеймана Керимова. Поэтому мне кажется, что это схема не очень достоверна и не даст того результата, на который рассчитывают ее выгодоприобретатель.

Несмотря на то, что еще недавно неофициально сообщалось о том, что Коган уже договорился о покупке и якобы даже перевел первый транш Керимову, как видим,  борьба по-прежнему продолжается. По информации источников «Ведомостей», Лукашенко отпустит Баумгертнера домой до того, как Керимов продаст свою долю, чтобы сделка не выглядела как результата шантажа со стороны Минска, хотя, без сомнения, именно таковой она и является. С другой стороны, ясно, что до тех пор, пока Лукашенко не будет уверен, что сделка состоится, Баумгертнер домой не поедет. Так что самым явным признаком того, что Керимов продал свою долю, и сделка состоялась, будет возвращение Баумгернтера. Вчера в Минск ездил генпрокурор Юрий Чайка и вернулся ни с чем. Сегодня премьер министр Дмитрий Медведев встречается в Астане со своим белорусскими коллегой по делу «Уралкалия». Однако пока никакой информации о результатах этой встречи нет. Значит, пока и сделки нет. Остается только ждать.

Другие выпуски