«Лента» покупает Billa, «Магнит» — «Дикси». Почему из-за этого могут вырасти цены на продукты?
Слияния и поглощения на рынке продуктового ритейла происходят уже второй день подряд. Сегодня москвичи узнали, что немецкая торговая сеть Billa покидает Россию после 17 лет работы. Компанию покупает «Лента». «Билле» принадлежал 161 магазин, они сменят вывеску летом 2021-го года, когда торговые сети закроют сделку. А накануне «Магнит» объявил о покупке «Дикси».
По объему выручки в 2020-м году Billa занимает лишь 20-е место среди других торговых сетей в России, — такие данные приводит агентство Infoline. На первом находится компания X5 Retail, включающая «Пятерочку», «Перекресток» и «Карусель». На втором — «Магнит». На третьем месте «Дикси», совместно с алкомаркетами «Красное&Белое» и «Бристоль». Важно отметить, что владельцы последних трех собираются продавать только «Дикси» и планируют сконцентрироваться на развитии сетей магазинов алкогольной продукции.
На основе данных этого рейтинга легко посчитать, что после приобретения «Дикси» «Магнит» по объему выручки вплотную подберется к X5 Retail. Любопытно, что «Магнит» объявил о сделке в день 15-летия сети Х5, а за покупку «Дикси» он отдал 90 млрд рублей — что в два раза выше капитализации данной сети. Фактически, вместо торга произошла, напротив, переплата. Своеобразный подарок конкуренту.
«Магнит» изначально делал упор на развитие сети в регионах. Вероятно, за счет покупки «Дикси» он увеличит свое присутствие в Москве и Санкт-Петербурге.
Billa, в свою очередь, считает ведение бизнеса в России невыгодным, тогда как на немецком рынке компания является лидирующей. Хотя у данной сети как раз были хорошие точки в столице и области. «Лента» после ее покупки сможет улучшить онлайн-доставку.
Что могут за собой повлечь эти сделки, обсудили с генеральным директором агентства INFOLine Иваном Федяковым.
Иван, добрый день. Эта история про покупку, причем за такие огромные деньги, сетей, к которым мы привыкли, значит ли это, что, во-первых, подорожают продукты? Мне кажется, это главный вопрос, который задают себе сейчас все, кто смотрит Дождь.
Смотрите, конечно, в краткосрочной перспективе продукты не подорожают. Сейчас еще на рынке далека ситуация от полной консолидации, на долю тех десяти ритейлеров, которых показывал Богдан, приходится 37% оборота продуктов питания в нашей стране. Это значительно меньше чем, допустим, в той же Германии, о которой упоминал Богдан, где на долю десяти крупнейших ритейлеров, точнее, даже не десяти, а пяти крупнейших ритейлеров приходится больше 70% товарооборота продуктов питания.
Вот пока у нас еще конкуренция сохраняется, хотя, конечно, ее становится меньше в условиях таких активных действий со стороны крупных игроков, но, конечно, она есть, и соответственно, компании борются между собой и борются в первую очередь за покупателя, поэтому цены будут максимально доступными.
Но когда консолидация дойдет до того уровня, о котором мы говорим, смотря на развитые страны, то конечно, уже в среднесрочной и долгосрочной перспективе ритейлерам не нужно будет сдерживать свой порыв жадности, и они смогут уже в этом случае получать больший доход от своей деятельности, цены на продукты питания могут начать расти.
То есть надо чтобы было где-то четыре-пять игроков и тогда цены пойдут вверх, пока что беспокоиться не о чем?
Пока беспокоиться рано, пока рынок высококонкурентный, и мы видим, что компании борются между собой, достаточно активно внедряя и технологии с точки зрения маркетинговых коммуникаций, и технологии с точки зрения продаж продуктов питания, оборота. Посмотрите, как активно развивается интернет-торговля продуктами питания в нашей стране, сегодня вокруг потребителя уже десятки сервисов, которые готовы за 15 минут привезти продукты питания на дом. Кстати, в той же самой Германии об этом потребители все еще пока мечтают, у них подобных развитых сервисов еще пока нет.
Это все как раз следствие конкурентного и достаточно такого динамично развивающегося рынка. Когда рынок будет поделен между крупными игроками, они станут, конечно, менее активны с точки зрения внедрения новых технологий, потому что просто-напросто им это будет уже не нужно.
Вы так говорите «когда», Иван, это значит, что это обязательно произойдет, или все-таки «если»? Тут еще ведь должны антимонопольные службы подтвердить сделки. Или уже все решено, на ваш взгляд?
Смотрите, в моем понимании у антимонопольных служб не будет оснований запретить данное слияние, данное поглощение, потому что и доля «Магнита» в тех регионах, где в основном представлен «Дикси», не столь велика, и даже после поглощения она не будет еще доминирующей. А «Лента» покупает очень небольшую по размерам «Биллу» на самом деле, и там единицы процентов добавит к своей доле рынка, даже на московском регионе. Поэтому на текущий момент у ФАС не должно быть оснований запрещать эту сделку.
А по поводу того, придем мы к такому состоянию, как мы видим ситуацию на развитых рынках или нет, здесь на самом деле, конечно, многое зависит, в том числе, от регулирующих органов. Если они продолжат таким же образом активно «закручивать гайки» и, скажем так, требовать от ритейлеров все более и более высокие и сложные, скажем так, условия торговли, потому что сейчас мы видим, что появляются все новые и новые требования, которые нужно выполнять и которые требуют больших инвестиций с точки зрения реализации этих требований, а все это перекладывается на бизнес, конечно, небольшим сетям, средним сетям выполнять эти требования становится крайне сложно, потому что для них просто эти бюджеты становятся неподъемными. Крупные же сети это успешно конечно же имплементируют в свою деятельность и как бы сильно не страдают.
То есть сложно все-таки в России сейчас в этом сегменте вести бизнес, и «Билла» действительно, когда жаловалась, они правду говорили?
Сложно здесь опять-таки, сложно, но можно. Здесь есть две составляющие: с одной стороны, высокая конкуренция, и конечно, в этой ситуации сложно сохранять конкурентные позиции, потому что нужно постоянно развиваться, постоянно инвестировать какие-то средства в новые технологии и в новые способы, и развитие как бы достаточно активно должно реализовываться. Это действительно тяжело, это далеко не всем соответственно удается реализовать.
Но сложно, может быть, в большей степени, о чем сетовала «Билла», то, что правила игры достаточно непредсказуемо меняются, появляются какие-то все новые требования. Допустим, те же самые соглашения об установлении неких розничных цен, это же нонсенс в рыночной экономике, требовать от ритейлеров продавать товары как бы по какой-то фиксированной цене. Причем как бы в этом не было каких-то радикальных причин, но вот почему-то были выбраны сахар и подсолнечное масло для того, чтобы установить на них фиксированные цены. Хочешь или нет, но ты должен как бы эти требования выполнять.
Мы об этом тоже говорили.
Это не улучшает климат, не улучшает качество работы компаний, и конечно, многие компании не могут с этим согласиться и голосуют практически «выходом», можно сказать, из отрасли.
Большое вам спасибо. Не очень обнадеживает, конечно, перспективы не очень обнадеживают, с учетом нашей беседы.
Фото: BILLA Russia / Facebook