Принуждение к дружбе: Россия пугает, украинцам не страшно

21/08/2013 - 21:32 (по МСК) Павел Лобков, Лика Кремер
Поддержать ДО ДЬ
Старинный спор славян между собою, старинный давний спор. Пойдете в Европу – замучаем в таможенных очередях. Россия опять пригрозила Украине отменой соглашения о свободной торговле – устами советника президента Сергея Глазьева.

В последние дни украинских дальнобойщиков потрясли дотошность таможенных проверок, достойная лучших советских времен. А Глазьев грозит – будет еще строже. Испугались ли украинцы? Выяснил наш экономический обозреватель Лев Пархоменко.

Пархоменко: Сегодня советник президента России по экономическим вопросам Сергей Глазьев в интервью украинской газете «Вести» объяснил причину введения ограничений на импорт из Украины. По сути, полный досмотр всех грузов из Украины в Россию был фактически тренировкой российских таможенников и одновременно демонстрацией возможных последствий подписания соглашения между Киевом и Украиной.

Тот режим администрирования, который был временно введен на границе РФ и Украины <…>в случае подписания Украиной соглашения об ассоциации с ЕС может стать постоянным.

Пожалуй, Москва впервые со времен вооруженного конфликта с Грузией прямо говорит о давлении на страну‑члена СНГ и угрожает ей санкциями. Обычно различные претензии к импортируемым товарам у российских контролирующих и таможенных органов как бы «случайно» совпадали с возникшими в двусторонних отношениях трениями. То есть Кремль действовал скорее намеками, избегая прямых угроз. Теперь же намеки отброшены в сторону. Действовать в лоб Москву заставляют сжатые сроки и высокие ставки. Дело в том, что уже в ноябре в Вильнюсе состоится саммит ЕС под названием «Восточное партнерство». На нем планируется подписание соглашения об ассоциации Украины с ЕС и свободной торговле. Пошлины между Европой и Украиной будут практически полностью аннулированы. Угрозы Глазьева имеют свою логику. В случае действия свободной торговли и с Европой, и с Россией, Украина станет транзитной страной беспошлинного импорта европейских товаров в Россию. На пути так называемого «реимпорта» придется поставить заслон, под который попадут и украинские товары. Аналитики в Москве и Киеве атаку с открытым забралом расценивают фактически одинаково – в Кремле практически уверены в том, что соглашение подписано все‑таки будет. Если так, то это будет означать фактически крах российской внешней политике на Украине. После этого о мечтах Владимира Путина включить Украину в Таможенный союз можно будет забыть. А столкнуть Киев с пути на Запад, а не на Восток, будет уже практически невозможно. Угрозы подкрепляются цифрами. Администрация президента России любезно предоставила Украине расчеты экономических последствий от того или иного решения. В табличке напротив графы «вступление в Таможенный союз» сплошные плюсы в ВВП аж до 2030 года, при свободной торговле с ЕС, соответственно одни убытки. На Украине к таким расчетам относятся скептически.

Один самых авторитетных украинских экономистов Александр Пасхавер, считает, что такие прогнозы, в принципе, имеют слишком много допущений. Конечно, в краткосрочной перспективе украинская экономика от проблем в торговле пострадает, но на более длительно сроке эффект будет положительным.

Александр Пасхавер, глава Центра экономического развития Украины: Вопрос заключается в том, где сама торговля будет стимулом, мотиватором для изменений, для повышения конкурентоспособности -  в Европейском союзе или в России. Пока это Европейский союз. Я не хочу сказать, что ситуация изменится, но пока это Европейский союз. Довод о том, что нам легче будет торговать с Россией, этот довод внешне привлекательный, а по сути он крайне негативный. Это значит, что нам не надо будет меняться. В долгосрочном плане это крайне опасно.

Сомневаются в Киеве и в том, что угрозы Москвы реальны. Дело в том, что в случае введения ограничений с российской стороны пострадает не только украинская экономика, но и российская. Торговые связи между нашими странами равноценны.

Андрей Новак, глава Комитета экономистов Украины: Руководство Российской Федерации немножко забыло, что Украина – это не Грузия и зависимость украинской экономики от российской приблизительно такая же, как зависимость российской экономики от украинской. Украина продает активно на российском рынке продукты питания. То же самое делают российские производители на украинском. Украинские производители продают продукты машиностроения на российском рынке, и российские производители сферы машиностроения продают свои продукты на украинском рынке. От подобных конфликтов терпят убытки обе стороны.

Как и в прошлых подобных случаях, угрозы, санкции и торговые войны приносят Кремлю мало пользы в достижении своих внешнеполитических целей. Украинские аналитики, с которыми я сегодня беседовал, отмечают необычное для Украины объединение власти, элит, экспертного сообщества и прессы в вопросе о том, надо ли подписывать соглашения с ЕС. Похоже, с этого пути советнику президента Путина Сергею Глазьеву украинцев уже не сбить.

Другие выпуски