«Привязывали руки и ноги. Рот открывали рычагом»: как устроено принудительное кормление в колониях

01/04/2021 - 15:49 (по МСК) Михаил Шевелев
Поддержать ДО ДЬ

На Алексея Навального заведут «карту голодающего». Накануне вечером он объявил, что намерен голодать, пока не получит необходимую медицинскую помощь в связи с болями в спине и частичной потерей чувствительности обеих ног. Заявление об этом он направил на имя начальника колонии №2 в Покрове Александра Муханова. 

«Карту голодающего» на заключенного, объявившего голодовку, заводят в обязательном порядке. Об этом изданию «Открытые медиа» сообщил врач ФСИН в отставке. Информацию подтвердил также подполковник ФСИН в отставке Сергей Овчинников. В карту вносят данные о состоянии здоровья и массе тела заключенного, ведется наблюдение. Если возникает угроза жизни — кормят принудительно, через зонд.

Умерший в тюрьме писатель и диссидент Анатолий Марченко писал о принудительном кормлении следующее: «Питательная смесь приготавливается умышленно с крупными кусочками, комочками из пищевых продуктов, которые не проходят через шланг, а застревают в нем и, забивая его, не пропускают питательную смесь в желудок. Под видом прочистки шланга мне устраивают пытки, массажируя и дергая шланг, не вынимая его из моего желудка».

Управление комиссара ООН по правам человека приравнивает принудительное кормление к пыткам и нарушению международного права, это запрещено декларацией ВОЗ, принятой в 1975 году. 

Вот что о нем рассказывал Андрей Сахаров, лауреат Нобелевской премии мира и советский диссидент: «Меня валили на кровать, привязывали руки и ноги, на нос надевали тугой зажим, так что дышать я мог только через рот. Когда же я открывал рот, чтобы вдохнуть воздух, в рот вливалась ложка питательной смеси из бульона с протертым мясом. Иногда рот открывали принудительно — рычагом, вставленным между деснами».

Жена бывшего главы Серпуховского района Александра Шестуна, осужденного на 15 лет, сообщает, что в 2019 году ее мужа кормили принудительно. Юлия Шестун рассказала, что на голодовке ее муж похудел с 96 до 54 килограмм, а за трое суток насильственного кормления он прибавил 6 килограмм. 

Адвокат крымского активиста Владимира Балуха рассказала — когда ее подзащитный объявил голодовку, в камеру к нему стали направлять людей с различной вкусной едой, которую обычно не выдают в следственном изоляторе, и таким образом пытались его склонить к прерыванию голодовки. 

Участница Pussy Riot Мария Алехина отмечает, что голодовка — это крайняя мера, когда уже нет другого выхода. Ее, во время заключения, поместили в условия полной изоляции в палате санчасти, а также постоянно угрожали принудительным кормлением. 

Фото: Евгений Епанчинцев / ТАСС

Другие выпуски