20 февраля Дания похоронила 83-летнего принца Хенрика — наверное, самого несчастного принца после Гамлета. А ведь каким он парнем был — в 70-е датская королева Маргрете еще не королева, а он — потомок не очень знатной французской семьи де Монпеза.
«Когда они поженились в 1967 году, Дания была довольно закрытой страной. Он открыл глаза датчанам на красочность французской жизни, показывал свое искусство жить, и это было не то, к чему привыкли датчане», — вспоминает историк датского двора Ларс Серенсен.
В мрачном ряду северных героев, которых подарила миру Дания — от Гаральда Синезубого до философа Кьеркегора — Хенрик де Монпеза был лишним, в отличие от самой снежной королевы Маргрете. Хотя именно их брак заложил европейскую моду жениться по любви, которой потом последовали короли и принцы Британии, Испании, Нидерландов и их собственные дети. Принц Фредрик выбрал в жены простолюдинку Мэри Дональдсон из Тасмании, которая учила датский уже во дворце Амалиенборг. Пусть гламурная картинка вас не обманывает — датская знать еще холоднее и чопорнее английской, разрешение на эту свадьбу парламент дал только после унизительного обследования будущей кронпринцессы на возможность иметь детей.
Эти картинки милого датского уюта для внешнего потребления. После того, как Магрете стала королевой в 1972, жизнелюбивый Хенрик почувствовал себя лишним. Его титул был просто принц, а не принц-консорт, а со взрослением старшего сына Фредрика стало ясно — он не номер два, а номер три. Он начал откровенничать с газетами. «После тридцати лет в Дании я чувствую себя третьим номером, после моего сына. Моя жена не оказывает мне хотя бы тех знаков уважения, которые оказывают обычные жены обычным мужьям. Люди воспринимают меня как комнатную собачку, которой иногда получает кусочек сахара», — рассказывал он.
В Дании не принято выносить такие вещи на публику, и за Хенриком закрепилась репутация чудика. Титул принца консорта он получил только в 2005 году. Для успокоения француза семья купила замок Каисс, где он жил счастливой жизнью винодела и куда они с королевой приезжали на летние каникулы. А в 2002 году, после того, как хедлайнером новогодней вечеринки в Копенгагене стал не он, а его сын, Хенрик сбежал туда из дворца.
Сын приехал его возвращать — «Моему отцу нездоровится. Давайте оставим его в покое». На свое 75-летие он написал мрачные стихи о смерти, а датский композитор Фредерик Магле написал ораторию «Кантабиле». Видимо, в таком настроении полумонарх-полуизгой чувствовал себя последние годы.
Он открывал с королевой собственные скульптуры, над которыми посмеивались. А потом он отомстил всем. Все короли Дании упокоены в часовне в Роскильде — так хоронили в 1972-м отца Маргрете Фредерика IX, и нынешняя королева была не против, чтобы ее мятежный муж там нашел свой покой. Но перед смертью он решил по-другому: велел себя кремировать и разделить прах на две части — одну развеять над морем, а вторую захоронить в частном саду замка Фреденсборг. Такие завещания обычно оставляют поэты и художники.
Фото: Официальный сайт королевской семьи Дании