Президента снова можно называть «загнившим огурцом» и «старым уродом» и не бояться сесть в тюрьму. Президента Франции

26/07/2013 - 23:39 (по МСК) Тихон Дзядко, Лика Кремер

Французскому президенту теперь можно грубить. Парламент страны проголосовал за отмену закона, который давал главе государства привилегированное положение относительно остальных граждан. Если раньше грубость в адрес президента автоматически считалась правонарушением, то теперь оскорбленному французскому лидеру нужно будет доказывать факт клеветы в суде.

Закон, вводивший ответственность за грубость в отношении президента, существовал с 1881 года. Отменен он был после решения Европейского суда по правам человека, признавшего его положения нарушением Европейского конвенции по правам человека. Как во Франции отреагировали на решение Парламента страны, и будут ли теперь французы грубить своему президенту, – узнали у корреспондента Международного французского радио RFI Елены Серветтаз.

Кремер: Что ждет теперь президента Франсуа Олланда?

Серветтаз: Не знаю, что завтра будет во французских газетах. Может быть, наконец опубликуют  то, что думают о президенте. Но французы сказали, что социалистам нечем заняться и они принимают ненужные законы. Действительно, закон был принят в 1881, и первое обзывательство прозвучало в 1885 – тогдашнего главу государства назвали манекеном в Елисейском дворце, который пугает только воробьев. По этому закону тогда еще не осуждали. Первое уголовное наказание появилось в 1901 году, когда в ходе большого собрания главу государства назвали загнившим огурцом Елисейского дворца. Его так назвал муниципальный советник, за что получил 6 месяцев тюрьмы. Маршала Петена в 41 году называли старым уродом, за что этот человек получил 3 месяца тюрьмы, после этого его назвали старой задницей, и человека, который это произнес, приговорили к тюремному сроку и к штрафу.

Первым, кто заговорил об отмене закона, был Франсуа Миттеран: он сказал, что не следует его применять так точно, как он звучит. Например, Шарль де Голль  к этому закону обращался раз 6. Например, его обзывали фараоном блошиных рынков. Была история у другого президента – Валери Жискар д’Эстен: он сказал, что никогда не будет преследовать журналистов, которые будут публично обзывать французских президентов, на что газета «Лидерасьон» отреагировала таким заголовком: «Теперь обзывать Жискар д’Эстена можно», а под заголовком написала список обзывательств: фашист, крыса, кретин, врун и сосиска без горчицы.

Другие выпуски