Премьеру в Большом театре отметили стриптизом
Монгайт: Вы даже себе не представляете, как было обидно выходить из Большого театра после первого отделения ради того, чтобы рассказать телезрителям о постановке, даже неприлично даже говорить об этом. Действительно, 28 состоялось открытие Большого театра. Среди следующей публики считается таким официальным, помпезным, как бы сделайте красиво известным людям, никто из них не готов был смотреть «Руслан и Людмилу» 3,5 часа, только музыкального произведения. У них была такая упрощенная программа. А для тех, кто действительно шел в Большой театр для того, чтобы увидеть постановку, для них был сегодняшний день. Действительно это было торжественное событие. Было очень много людей, интересующихся классической музыкой. И естественно, творчество Дмитрия Черникова, который такой режиссер, фаворит Большого театра. Итак, поговорим о «Руслане и Людмиле», о постановке с очень сложной судьбой. И с можно сказать, тяжелой кармой. Потому что когда после жизни за царя, Глинка показал «Руслана и Людмилу», так называемую, волшебную оперу сказку, она провалилась с треском. Царская фамилия покинула зал, не дождавшись окончания спектакля. Великий князь Михаил Павлович, рассказывают, говорил, для того, чтобы сослать солдата на гауптвахту, лучше его отправить на «Руслана и Людмилу» в Большой театр. Сейчас, я думаю, все будет не так. Критики тогда обвиняли Пушкина и либретто. Потому что действительно, вот то либретто, которое мы знаем, это 10% Пушкина, и 90% друзья Глинки, Нестор Кукольник, Николай Макаревич и Валериан Широков. Сам Кукольник говорил про это либретто, чтобы была музыка хороша, до стихов нет никому дела. В 37-м году к столетию смерти Пушкина, которое СССР решило отмечать очень широко, к счастью, решили поставить его в Большом театре для того, чтобы реанимировать репутацию театра после чудовищного провала, государственного провала «Леди Магбет» Шостаковича. Только артисты начали учить оперу «Тихий Дон» Ивана Дзержинского, тут удача «Руслан и Людмила», и собственно тогда все было очень хорошо. Вот тогда волшебная сказка была очень кстати. Перед постановкой, перед премьерой в 236 сезоне. Я хочу показать газету, которую Большой театр выпустил специально к открытию 236 сезона, теперь можно подписаться наверное на газету Большой театр, который на первой полосе написано «Мы открылись для вас». Так вот, для того, чтобы наполнить газету, мы открыли Большой театр, мы открыли его для вас, Черняков вместе с дирижером Юровским очень долго работали. Это был очень тяжелый проект, переосмыслили абсолютно историю. Потому что в 2003 году была найдена оригинальная партитура Глинки в Германии. Соответственно немного другая музыка, были проведены некоторые музыкальные изменения. То есть партию Ратмира хазарского князя, например, поет ни как всегда всю историю пела певица контральто, а на этот раз певец контрено, действительно удивительный очень высокий чистый голос. Итак, накануне премьеры публику запугивали какими-то невероятными революционными изменениями, какой-то невероятной. Писали чуть ли не про порнографию, что детям до 16 лет не рекомендуется. Детям до 16 действительно не рекомендуется, потому что это очень взрослая, очень современная история о любви. Все начинается так, как собственно мы и ждем. Отодвигается занавес, на котором написано «Россия». И там появляются огромные палаты: пир Святозара, человек 150 очень красиво разряжены хор в такие а-ля рюс в древнерусских костюмах, шикарные шубы, все блестит, жемчуга, все как должно быть в Большом театре, когда открывается 236-й, самый важный сезон. Первые сомнения возникают, когда ты видишь, что прямо на сцене среди хора и среди этой прекрасной музыки, а музыка же действительно очень доступная, интересная и веселая, работает оператор с бетакамом, а сзади две плазмы. То есть из зала вы видите парадную картинку пира, а этот человек ведет прямую трансляцию, которая проецируется на эти две плазмы и там такая дрожащая нервная камера, имитирующая «Догму». То есть ты видишь некую совершенно параллельную историю. Очень интересно меняются сцены и меняются декорации. Весь занавес становится большой проекционной зоной, на которой певица Алена Заремба и американский певец Чарльз Уоркмен – абсолютно потрясающий – играют сцену сложных отношений между колдуньей и добрым колдуном, между Финном и Наиной. Причем, без слов, стоит полная тишина, оркестр молчит, и только титры появляются английские и русские. А они на очень крупных планах, немолодые люди играют некие отношения. Люди сидят в зале в диадемах, в костюмах, некоторые с орденами – свистят, они не понимают, что происходит. А в этот момент, оказывается, меняется декорация. Впечатления действительно очень сильные. А меняется декорация на абсолютно современную ситуацию, то есть, вся история до конца, до последней финальной сцены, как говорят, будет в современной реальности. И я, к счастью, дождалась невероятную провокацию, которая была в конце первой части: конкурент Руслана – варяжский рыцарь Фарлаф - показывает мужской стриптиз и обливается пивом. Вы даже не представляете, как мне не хотелось уходить на этой минуте.
Писпанен: Представляем – стриптиз в Большом.
Монгайт: Действительно стриптиз выглядит органично и на месте. И вообще приятно, что этот 236 сезон начинают не с жизни за царя, как начинали в прошлом веке каждый сезон, а все-таки с истории любви.