«Британская сторона разговаривала лозунгами»: представитель МИД России рассказала, как прошла встреча Лаврова с Трасс

10/02/2022 - 23:58 (по МСК) Екатерина Котрикадзе
Поддержать ДО ДЬ

10 февраля прошли переговоры между главой российского МИД Сергеем Лавровым и его британской коллегой Лиз Трасс. Главной темой для обсуждения стала Украина и эскалация конфликта на ее границе с Россией, российские предложения по «гарантиям безопасности» и отказ США эти гарантии предоставить. В эфире Дождя официальный представитель МИД России Мария Захарова рассказала подробнее о встрече и ее итогах, а также прокомментировала позицию Запада в вопросах «красных линий» и безопасности суверенитета России. 

«Британская сторона, к сожалению, разговаривала в большей степени лозунгами», — прокомментировала итоги сегодняшней встречи главы российского МИД Сергея Лаврова с его британской коллегой Лиз Трасс официальный представитель МИД РФ Мария Захарова. 

По словам Захаровой, много вопросов было вызвано заявлениями, предшествовавшими переговорам: в частности, словами премьер-министра Великобритании Бориса Джонсона о том, что он направляет своего министра для улучшения отношений двух стран, но в результате о двусторонних отношениях перед пресс-конференцией не было сказано ничего. Захарова заявила, что у МИД РФ «остались вопросы о цели визита с точки зрения британской стороны». Российская сторона «была готова обсуждать двустороннюю повестку», а также региональные и международные вопросы, уверяет Захарова: «Но [со стороны партнеров] до визитов заявляется одно, потом другое, и еще сверху накладывается третье».

Захарова видит «очевидную взаимосвязь» между внутриполитической ситуацией в Британии и США и тем «уровнем истерики, который был развязан в СМИ, в первую очередь западных, вокруг Украины». «Сама Украина (и месяц назад, и сейчас) просит своих западных партнеров уменьшить накал страстей, говоря о том, что не видит повода для подобного ажиотажа», — такие заявления, по словам Захаровой, делал и президент Владимир Зеленский, и секретарь СНБО Алексей Данилов, и министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба. 

«Кризис в Британии, скандалы вокруг кабинета премьер-министра Бориса Джонсона, которые вскрылись (тема его возможной отставки сегодня вновь обострилась, заговорили о возможных выборах в 2023 году), даже были проведены кадровые перестановки в правительстве Британии, а до этого в виде спасательного круга британским правительством было брошено решение об отмене ковидных ограничений», — перечислила Захарова, сделав вывод, что на этом фоне «внешняя тема, связанная с некой возможной планируемой российской агрессией, очень кстати, очень выгодна, ее нужно накалять, развивать».

При этом «обострение отношений началось не само по себе, а с подачи непосредственно Белого дома и Госдепартамента США: заявления Энтони Блинкена, Неда Прайса, Джен Псаки — все они задают повестку», считает представитель российского внешнеполитического ведомства.

Мария Захарова предложила вести отчет обострения отношений вокруг Украины «как минимум с 2013-14 гг.». «Если говорить о нынешней фазе, то разве она не началась полгода назад, в июне, с учений, которые проводили натовцы в акватории Черного моря вблизи российских границ? Британский эсминец, который прорвался в наши территориальные воды, был остановлен только соответствующими предупредительными залпами», — говорит Захарова. 

Говоря о ситуации вокруг украинского кризиса, «нужно понимать и ситуацию в Донбассе, как она сложилась и развивалась много лет», считает Захарова. «Это общая картина, из нее нельзя выбрасывать поставки летальных вооружений натовскими странами в Украину, которые наращиваются, идут по возрастающей каждый год; военных инструкторов, которые натовские страны туда направляют — все это нельзя сбрасывать со счетов и говорить о том, что обострение началось только тогда, когда на своей территории Россия проводит маневры, передислокацию и учения со своими ближайшими союзниками в рамках союзного государства». 

Поскольку, по словам Захаровой, основной претензией западных партнеров к России является происходящее на российской территории, то необходимо определиться: «либо каждая суверенная страна имеет право на обеспечение своей безопасности, но не в ущерб безопасности других стран, либо нужно исходить из понимания того, о чем вообще рассуждают наши западные партнеры». «Поэтому Сергей Лавров и направил письма своим коллегам с просьбой разъяснить их позицию по проблематике неделимости безопасности: как они ее трактуют, понимают, привержены они ей или нет». 

Говоря о том, когда от российской стороны поступит ответ в связи с отказом США и НАТО следовать ультимативным требованиям по гарантиям безопасности, Мария Захарова сообщила, что «конкретной даты нет, идет межведомственное согласование», но ответ обязательно будет дан. 

При этом путь решения сложившегося кризиса существует: «нужно перестать нагнетать истерику в средствах массовой информации» на Западе, считает Захарова. «Об этом же просят сами украинские представители: прекратить „заряжать“ СМИ заявлениями Белого дома, Госдепа». «Белый дом говорит о том, что наше нападение неминуемо, а мы говорим о том, что это их фантазии, которые они сами придумали <...> Может быть, они сами у себя решат проблему с „неминуемостью“, с нашими намерениями? Непонятно, почему они нас не слышат и не хотят слышать. По-моему, последние десятилетия доказывали, что мы имеем полное право сомневаться в их чистоплотности, а не наоборот», — заявила Захарова. 

Она также прокомментировала некоторые высказывания своих коллег, в частности, слова замглавы МИД РФ Сергея Рябкова о том, что «отсутствие прогресса в направлении политико-дипломатического решения этой проблемы приведет к тому, что наш ответ будет военным и военно-техническим», и заявление замглавы МИД РФ Александра Грушко, в котором он говорит: «Мы будем предпринимать все необходимые меры для того, чтобы угрозу парировать военными средствами, если не получится политическими». 

По словам Захаровой, в данном случае речь идет об ответе на действия, которые Россия «квалифицирует как нарушение обозначенных ей красных линий». «Если эти агрессивные действия со стороны НАТО будут продолжаться, то они получат соответствующий ответ – не инициативные действия, не наступательные шаги, а ответ». Речь здесь не идет об Украине, слова официальных спикеров МИД РФ относятся к переговорам Россий с США и НАТО, говорит Захарова: «Эти комментарии давались именно по проблематике глобальной, стратегической стабильности».

На вопрос о том, ждать ли военного вторжения России в Украину, Захарова процитировала слова Сергея Лаврова: «Если это зависит от нашей стороны, то ни о какой агрессии речи быть не может». «При этом мы также неоднократно говорили, что все, что мы сейчас наблюдаем, очень похоже на готовящиеся Западом провокации, которых было немало в новейшей истории <...> И дай бог, чтобы эти горячие головы в Вашингтоне и Лондоне все-таки оставались в правовых рамках, хотя они это делать не любят», — подытожила Мария Захарова.

Фото: Пресс-служба МИД России

Также по теме
    Другие выпуски