Подмосковный халяль: где покупают баранов к Курбан-Байраму

Мусульмане отметили главный праздник в году
12/09/2016 - 23:11 (по МСК)
Поддержать ДО ДЬ

Мусульмане отмечают религиозный праздник Курбан‑байрам. По традиции, в следующие три дня верующий должен принести в жертву барана, овцу, козу, быка, корову или верблюда. С 2011 года делать это в черте Москвы запретили — Сергей Собянин тогда прислушался к инициативной группе москвичей и запретил публичные жертвоприношения.

Правда, в первый год после запрета группы верующих еще пытались совершать главный ритуал Курбана прямо в столице. Это пресекала полиция. С тех пор прошло пять лет, и вокруг праздничного мяса сформировалась своя логистика. Как она устроена, и куда податься на Курбан‑байрам, выяснили Лилия Яппарова и Василий Полонский.

В 2011 году все производство жертвенного мяса в столице отдали на аутсорс. Теперь мусульмане или заказывают его заранее в мечети, или едут на подмосковную бойню, чтобы лично поучаствовать в обряде. Сейчас самый дорогой килограмм халяльной баранины — это 200 рублей, а подальше от Москвы можно взять и за 160 рублей. В праздник мясо дешевеет едва ли не вдвое. Но с местом для забоя проблемы были всегда, и при Советском Союзе их решали частники с Кавказа.

— Выбирается естественным образом эти точки. То есть когда-то в свое время предприниматели из Советского Союза организовали здесь бойню, мусульмане. Потому что раньше, например, брать халяльную продукцию в Москве, например татарам, было тяжело. Мы привозили мясо из деревни. Выходцы с Кавказа, наши братья-мусульмане, они начали организовывать для тех, кто живет в Москве, которые приехали учиться, работать, зарабатывать, организовывать такие бойни, скажем так, мини-бойни, — рассказал член президиума ДУМ Москвы Марат Хазрат Алимов.

Сорок лет спустя в Московской области есть четырнадцать официально аккредитованных для совершения жертвоприношения хозяйств. Половина — маленькие частные фермы, половина — большие комбинаты. Духовное управление мусульман Москвы не выбирает, на какую бойню послать москвичей. Желающие поработать в праздник предприятия присылают заявки, и отсеивают только тех, кого уже забраковал Роспотребнадзор. И ориентируются в Управлении, скорее, на доверительные отношения, чем на специальные проверки.

— Мы заранее, вместе с правительством Московской области, готовим эти площадки, даем контакты, адреса, чтобы верующие могли после праздничной молитвы и в течение трех дней, то есть это можно делать сегодня, завтра, послезавтра, люди могут приехать и совершить обряд жертвоприношения. Им никто мясо не привозит, они сами едут на фермы, на бойни и, соответственно, там делают этот обряд, — рассказал Дождю первый заместитель председатель Совет муфтиев России Рушан Аббясов.

Вот кому доверяет священный обряд Духовное управление мусульман Москвы. Верующим Домодедова рекомендуют ехать в деревню Старосьяново, где выпускают брендированные колбасы «Эколь». Как сказано на сайте компании, на российский рынок она пришла в 1998 году, и занять халяльную нишу было несложно, конкуренции не было. Судя по данным СПАРК-Интерфакс, принадлежит этот бизнес турку Мустафе Челкану. Он приехал в Россию поваром, а теперь «Челкан Групп» входит в пятерку крупнейших поставщиков мяса в Россию. Этот Курбан для Мустафы Челкана был рубежным. Во время охлаждения отношений между Турцией и Россией он говорил, что думает о закрытии своих предприятий в России. Но судя по тому, что его бойня в этом году снова аккредитована, бизнес остается.

Халяльным забоем в большой праздник занимаются и маленькие фермы. Одна из них, если верить спутниковым картам, даже делит территорию с клубом игроков в поло, а большая площадка — это хозяйство в поселке Манихино, где обычно занимаются не баранами, а кроликами. С 2014 года предприятие много и неудачно судилось, временно исполняющим обязанности директора назначен Вячеслав То. Судя по СПАРКу, основной его бизнес — это компания «Караван», которая исполняет госконтракты в Крыму.

Мусульманам Ногинского района советуют ехать в поселок Псарьки. Местную ферму еще в восьмидесятых основали переселенцы из Абхазии. Самвел Гаспарян подглядел моду на уличный фастфуд в Берлине и начал с шашлычной на Курском вокзале. Помещение арендовали у Военно-воздушной академии имени Гагарина. Вместо платы в солдатскую столовую ежегодно привозили по 10 тонн мяса и овощей. Договариваться с Министерством обороны в те годы помогал замминистра обороны Анатолий Соломатин, с которым Гаспарян познакомился на теннисном корте.

На самом деле тех, кто специализируется именно на халяльной баранине, среди одобренных Духовным управление мусульман хозяйств немного. Одна такая бойня в деревне Сатино-Татарское. Этот цех принадлежит предприятию «Россиянка», которое взялось помогать с праздничными жертвоприношениями сразу после собянинского запрета на забой в центре Москвы. И у владельцев, семьи Алибековых, практически безупречная репутация, за исключением случая в 2012 году, когда свадебный кортеж дагестанского рода, стреляя из окон, проехал по Тверской. 

Фото: Саид Царнаев/РИА Новости

Другие выпуски