Правозащитник Светлана Ганнушкина: Миграционные реформы Путина – это просто заигрывание с населением

26/01/2012 - 21:48 (по МСК) Михаил Фишман, Ольга Писпанен
Владимир Путин предложил выдворять из страны нелегальных мигрантов на пять десять лет, а может и навсегда. Такое заявление премьер сделал на встрече с главой Федеральной миграционной службы Константином Ромодановским.

Правда, оговорился: депортация грозит лишь тем, кто попался на неоднократном злостном нарушении закона или уже был выдворен из страны по судебному решению.

Усилить санкции Путин намерен и к работодателям, если те незаконно предоставляют мигрантам работу и жилье. Пока такие нарушения, по его словам, караются в основном символическим штрафом. Поэтому‑то, по мнению Путина, сотрудники ФМС зачастую бессильны что‑то сделать. Теперь требуется внести изменения в 322 статью Уголовного кодекса, заключил премьер. Правда, не очень понятно, зачем это делать, если в той же статье сказано, что максимальное наказание за организацию нелегальной миграции и сейчас составляет пять лет лишения свободы. Зато Путин предельно просто объяснил, почему его в принципе так заинтересовал этот вопрос.

Путин: Накопившиеся здесь проблемы, риски волнуют наше общество, порой вызывают открытое раздражение. Вы знаете, я только сейчас рассказывал вашему руководителю, общался со своими личными друзьями, знакомыми: в некоторых крупных городах люди уже на праздники стараются из дома не выходить. Это так! Мы куда идём-то?! Куда мы катимся?!

Обратился к национальному вопросу Путин еще в понедельник, во второй своей статье, которая была опубликована в «Независимой газете». Там премьер предложил ввести уголовную ответственность за нарушение миграционных правил. Чуть раньше другой кандидат в президенты Михаил Прохоров тоже отметился в борьбе с нелегальной миграцией. В опубликованной предвыборной программе он предложил ввести визы для гастарбайтеров из Средней Азии. Такие же меры еще раньше предложил и кандидат в президенты Владимир Жириновский. Так что партия ЛДПР тут же обвинила Прохорова в плагиате.

Обсудили эту тему со Светланой Ганнушкиной, председателем Комитета «Гражданское содействие», членом Совета и руководителем сети «Миграция и Право» правозащитного центра «Мемориал».

Фишман: Вы в курсе предложений Путина?

Ганнушкина: Да, только я не эксперт по Путину.

Фишман: Я этого и не сказал.

Писпанен: Мы бы хотели именно с правозащитной точки зрения понять.

Ганнушкина: Очень трудно быть экспертом по Путину, потому что в этой статье, в «Независимой», очень много противоречий. С одной стороны, говорится о едином культурном коде, о необходимости создания гражданской нации, с другой стороны, предполагается всем сидеть по своим квартирам, проверять регистрацию…

Писпанен: О негражданских…

Ганнушкина: Что такое гражданская нация? Гражданская нация – это мы все, наверное, граждане России. Но речь же идет о регистрации и об уголовной ответственности за ее отсутствие даже и для граждан России. Это там четко сказано.

Фишман: В статье. Сегодня это не звучало.

Ганнушкина: Сегодня не звучало, но в статье достаточно ясно сказано и, по всей вероятности…

Писпанен: То есть, за переезд из одного города России в другой город России без регистрации, собственно, та же самая уголовная ответственность.

Ганнушкина: По всей вероятности, милиция будет снова, извините, полиция…

Фишман: То есть, что-то вроде советской прописки?

Ганнушкина: Хуже, потому что тогда уголовной ответственности не было. Так вот, я представлю себе это так, что снова, как это бывало у нас периодами, на улице станет постовая служба, паспортная-то имеет право проверки проводить…

Писпанен: То есть, дружинники, которые подходят и проверяют?

Ганнушкина: Не дружинники, а полиция, которая обязана следить за порядком. Вместо того, чтобы ловить бандитов, она будет ловить брюнетов, по всей вероятности, в Москве, потому что как можно человека без регистрации иначе определить? Ну и, видимо, по всей вероятности, на Кавказе она будет ловить блондинов. Я так это понимаю.

Фишман: Но это было, все-таки, в понедельник, а теперь предложения другие. Я кратко их еще раз перечислю: запрет многократным нарушителям миграционных правил на въезд на пять…

Писпанен: То есть, персона нон грата.

Фишман: …На 5-10 лет. Раз. Уголовная ответственность для тех, кто «провоцирует», как сказал Путин, миграцию, организует незаконный привоз, видимо, мигрантов на работу…

Ганнушкина: Она есть.

Писпанен: То есть, в Сочи на строительство олимпийских объектов, например.

Фишман: …В Москву, Питер, Екатеринбург и так далее. Соответственно, дописать 322-ю статью - это статья о незаконном пересечении границы, организации незаконного пересечения. Ну и, собственно, более-менее, это все. Еще он предлагает создать некий центр домиграционной подготовки мигрантов, чтобы, ну, вот, продолжение статьи. Вот эти предложения, как вы на них реагируете?

Ганнушкина: Давайте начнем с центра. Центр, который был бы расположен в республике, откуда приезжают работать люди, и, если бы там был организован найм рабочей силы – это очень хорошо. Если бы их там подучивали языку и не брали большие деньги…

Писпанен: Ну, слушайте, согласитесь, в Европе это тоже есть: для того, чтобы получить гражданство, нужно тоже сдавать язык.

Ганнушкина: О гражданстве сейчас речи не идет. Что касается запрета на въезд в Россию тем, кто был депортирован, он существует сейчас, он составляет пять лет. И, между прочим, мы сталкиваемся с чудовищными случаями, когда людей, которые родились на территории России, не регистрировали, например, потому, что у них… Вот, женщина, только что мы бились за нее. У нее был грузинский паспорт в 2006 году, она приехала в Краснодарский край, ее не зарегистрировали и депортировали. Мы с большим трудом добились, чтобы сейчас ее к тяжело больной матери пустили в Россию. Это вообще что? Так что у нас, на самом деле, этот запрет существует. Я думаю, что Владимиру Владимировичу следовало бы это знать. Что касается штрафов – они очень большие. Штраф для работника составляет минимум 2 тысячи, а для работодателей - до 800 тысяч. Ну, может, это мелочь…

Фишман: Он так и сказал, что это «мелочь».

Ганнушкина: Это колоссальные деньги.

Фишман: Кроме того, уголовная ответственность для тех, кто селит мигрантов, вот, в «резиновых квартирах», как он их назвал.

Ганнушкина: Что касается уголовной ответственности за «резиновые квартиры», нужно понимать, почему это происходит. И совсем не все это делают за деньги. В частности, я знаю многих своих знакомых, которые это делают для того, чтобы помочь людям здесь каким-то образом зарегистрироваться, тем, кто приезжает из других регионов получить работу и поступить учиться. Почему это происходит? Потому что тех людей, которые сдают квартиры, их часто преследуют, к ним обращается милиция, и они не хотят давать людям возможность зарегистрироваться. Вот так, я знаю, что многие мои чеченские знакомые зарегистрированы в одном месте, а живут в другом. И тот, кто их зарегистрировал, зарегистрировал их абсолютно бесплатно, это никакой не бизнес. А бизнес есть у компаний, которые делают фальшивую регистрацию. Между прочим, эти компании представлены у нас чуть ли не на каждой улице и никто с этим не борется.

Фишман: Может, Путин как раз это и имеет в виду?

Ганнушкина: Вы знаете, мы многократно сообщали в прокуратуру о том, что торгуют фальшивыми регистрациями, а, как всегда, виноватыми оказываются те, кто их покупает, даже вплоть до уголовной ответственности за фальшивые документы, хотя эти документы явно не ими изготовлены и нам говорят, что «человек заведомо знал, что он покупает незаконную регистрацию». Это все равно, что я приду в булочную, написано «Булочная», я купила там батон хлеба запечатанный, открываю дома – там кирпич. Кто за это отвечает, тот, кто мне этот кирпич подложил, или тот, кто видит, что написано «Булочная» и не проверяет эту булочную? Так что, на самом деле, все, конечно, как всегда совершенно не с той стороны начинается. В первую очередь, нужно следить за злоупотреблением чиновников. И даже при этом, начинать надо, наверное, не с этого, а с того, чтобы понять, из каких законов и нормативных актов это все произрастает, из-за каких ограничений люди идут на нарушение этих ограничений. То, что предлагает премьер – это как раз, и усиление этих ограничений, что приведет к большей коррупции, безусловно, к большим нарушениям. И неприятности будут у тех, кто вынужден идти на какие уловки, а не у тех, кто на этом зарабатывает.

Фишман: А у вас нет ощущения, что, на самом деле, по крайней мере, я сравниваю его статью с тем, что он говорит сегодня, что он отказывается от одних мер, предлагает другие меры, и эти меры, возможно, будут изменены потом на какие-то еще третьи меры, что речь идет о том…

Писпанен: А, может быть, и вовсе ничего не будет сделано.

Фишман: …Речь о том, чтобы поговорить на волнующую всех тему во время предвыборной кампании?

Ганнушкина: Это просто заигрывание с определенной частью населения, больше ничего, потому что ничего продуманного в этих предложениях нет и на ломаный грош. Кстати говоря, неоднократно ему, еще в его бытность президентом, мы все это докладывали, на Совете говорили, откуда проистекает коррупция, как это все происходит. Но есть корпорации, которым это все выгодно и у меня ощущение, что наш бывший-будущий президент защищает интересы этой своей корпорации.

*По решению Минюста России Международная общественная организация «Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество „Мемориал“» включен в реестр СМИ, выполняющих функции иностранного агента.

Также по теме
    Другие выпуски