Фейковые твиты на «Первом»: правда ли, что сообщения в программе «Время покажет» пишут боты
«Ботнет для Первого канала». Телеграм-канал «Методичка» 30 июня опубликовал заметку, в которой описал принцип, по которому в эфир передачи «Время покажет» выводятся сообщения от пользователей в твиттере. Авторы канала предположили, что пишут их не зрители, а фейковые аккаунты. Почему — рассказала Ольга Гладышева.
Просьба писать в твиттер программы «Время покажет» появилась только 20 июня. Тогда и был зарегистрирован аккаунт программы. У него уже около 9 тысяч подписчиков, многие из которых, как заметил анонимный телеграм-канал «Методичка», зарегистрированы совсем недавно. «Теперь во время эфиров шоу можно видеть не только платных украинских и американских политологов и слушать, как на них орут ведущие вместе с остальными гостями, но и наблюдать за реакцией зрителей в прямом эфире. Что сделал „Первый канал“? Совершенно верно, он нанял целый ботнет, чтобы в эфире программы появлялись согласованные комментарии, повторяющие всем известные идеологические штампы», — пишет «Методичка».
Темы передач и комментариев, которые боты или настоящие пользователи отправляют в ответ на твиты передачи «Время покажет», угадываются сразу — Украина, Америка, Сирия и российский суверенитет. Что же еще может интересовать зрителя в середине дня? Передача начинается в половину второго, а ее ведущие Анатолий Кузичев и Артем Шейнин периодически обращаются к этим самым пользователям твиттера.
Но кто все эти пользователи? Безликие аккаунты без описаний или люди, прицельно комментирующие только «Время покажет». Это действительно похоже на маленькое Ольгино, которое проплачивало комментарии в социальных сетях и выводило в топы нужные темы. «Было Владимиру Владимировичу Путина 60 лет. И надо было вывести в топ твиттера хэштэг #спасибопутинузаэто. Ну надо, значит вывели. Так вот, я посмотрел, кто форсит этот хэштэг. Там были твит-аккаунты с аудиторией в 15 миллионов человек. Аккаунты совершенно анонимные, но 15 миллионов на них подписчиков. Ну кто эти 15 миллионов подписчиков? Естественно, что боты. Потому что я не слышал о таком аккаунте, вы не слышали, никакого резонанса он общественного не имеет, но 15 миллионов подписчиков у него есть», — рассказал интернет-эксперт Антон Носик.
Здесь масштаб не такой. Да и выводить в топ темы передачи, кажется, задачи нет. Ведущий шоу Анатолий Кузичев же объясняет такое количество неопознанных подписчиков простым интересом к передаче: после просмотра эфира люди просто решили зарегистрироваться в твиттере. «То, что написал этот телеграм-канал — это лютая фигня. По поводу того, что у нас есть ботнет, который мы специально запустили, чтобы поддерживать наш и без того убедительные аргументы и по поводу Украины, и по поводу Сирии, и по поводу внутренней жизни России, по поводу Штатов и так далее. Это же такая смехотворная хрень! Я не знаю, может, там что-то произошло, может, им заняться больше нечем, это ерунде — абсолютный бред», — рассказал ведущий.
Вообще, свой ботнет может запустить любой, кто скачает нужный софт, рассказывает ведущий «Серебряного Дождя» Антон Носик. Но на вооружение соцсети и фейковые аккаунты уже взяли и крупные маркетинговые агентства, поняв, что на этом можно делать деньги. «Сращивание технологий маркетинговых с криминальными, также как государство с криминалом, — это процесс абсолютно закономерный. Потому что у киберпреступников есть наработки, они много всего умеют. Естественно, что коммерсантам, людям, занимающимися реальными делами, если эти люди нечисты на руку, если не брезгуют обманом, им эти наработки криминальные всегда пригождаются», — считает Носик.
Те самые сообщения, которые всех так удивили своей критикой во время «Прямой линии» с Владимиром Путиным, тоже оказались срежиссированными. Об этом писали Би-би-си. По их данным, режиссерам там выступало агентство Дениса Терехова «Социальные сети», которое недавно объединилось в другим SCNMG. Сам Терехов, правда, свое отношение к отбору вопросов, опровергает, но совершенно точно можно сказать, что социальные сети, фейковые аккаунты и возможности массовых вбросов – теперь еще и часть последовательной не только сетевой, но и телевизионной политики.