Пожизненно дисквалифицирован. Армстронга сбросили с пьедестала за допинг

24/08/2012 - 21:20 (по МСК) Дмитрий Казнин, Ольга Писпанен

Один из величайших спортсменов современности – Лэнс Армстронг – остался без титулов и наград. Семикратный победитель «Тур де  Франс», самый титулованный велогонщик в истории, пожизненно дисквалифицирован.

О своем решении антидопинговое агентство США сообщило 24 августа. Армстронг боролся с ним последний год. Его подозревали в нарушении целого ряда правил: от применения запрещенных препаратов до распространения допинга и подстрекательства других спортсменов к его употреблению. Велогонщик пытался доказать свою невиновность в суде, но приговор по его делу постоянно откладывался, борцы с допингом назначали все новые экспертизы. В итоге Армстронг сдался.

В официальном заявлении, опубликованном по поводу допингового скандала, спортсмен отметил, что предпочтет судебным тяжбам работу в своем фонде по борьбе с раковыми заболеваниями. Армстронг завершил карьеру в 2011 году. Помимо семи побед на «Тур де Франс», он завоевал бронзовую медаль Олимпиады в Сиднее и был чемпионом мира.

О пожизненной дисквалификации самого великого велогонщика мира Лэнса Армстронга мы говорили с гостем студии, с Евгением Ковалевым – велогонщиком, серебряным призером чемпионата мира 2011 в командной гонке преследования.

Писпанен: Вы, как спортсмен, тоже велогонщик, можете себе представить – как это так, мало того, что лишили всех наград, всего того, что ты добился в этой жизни, обвинили во всех смертных грехах для спортсмена, да еще и дисквалифицировали пожизненно?

Ковалев: Да, это и правда очень грустно, потому что я считаю Лэнса просто большим молодцом, он вдохновляет миллионы людей по всему миру, потому что он сейчас идет как великий гонщик, величайший, как легенда современности, и жалко, что эту эпоху Лэнса перечеркнули, потому что он своими подвигами, своим героизмом – а выиграть Тур де Франс один раз – это очень серьезно, а выиграть 7 раз на протяжении очень длинной истории… И при том, как он еще победил рак… То есть у него первый шаг был такой в жизни, и после этого провести еще величайший период гонок – это дорого стоит. Мне, честно говоря, грустно на душе, и так, я считаю, очень многим людям.

Казнин: А почему? Как так может быть, что все эти годы ничего не происходило, никаких скандалов подобных, и вдруг сейчас… То есть чисто технологически вы можете нам объяснить, как это происходит?

Ковалев: В спорте, как и в жизни, есть свои группы завистников. Люди очень много копаются в разного рода белье. И, возможно, Лэнс перешел кому-то дорогу. Это просто группа хорошо сформировавшихся злозавистников, и они его, так сказать… Просто Лэнс отошел от профессионального спорта, он занимается просто благотворительностью, и здесь люди начинают что-то вести, за ним идти… То есть, казалось бы, надо ловить действующих чемпионов, которые, казалось бы, добиваются нечестным путем в состязаниях, но здесь это нонсенс, я считаю.

Казнин: Это формальность, что его дисквалифицировали за все победы?

Ковалев: Знаете, просто есть такое дело: он 7 раз выиграл, но за ним же есть вторые и третьи места. И в них уже никто не будет рыться.

Писпанен: Но теперь второе место становится первым?

Ковалев: Автоматически становится первым, через время станет. Вот был пример с Вячеславом Екимовым, 8 лет длилась тяжба, сейчас только оправдали, хотя там тоже был велогонщик – нечестным путем выиграл олимпийскую медаль.

Здесь подобная ситуация и с Армстронгом, сколько-то лет назад все уже, казалось бы, закончилось, но нет, люди начинают что-то искать, что-то копаться, кого-то, может быть, вербовать даже, не побоюсь этого слова, потому что и такие случаи бывают: за какие-то там, возможно, финансовые вознаграждения люди что-то говорят…

Писпанен: Какая может быть от этого выгода?

Ковалев: Возможно, определенным людям в какое-то время он перешел дорогу… Коррупционерам, потому что спортсмены, в принципе, которые с ним боролись, они… и второе место тоже хорошее, и третье, в принципе… То есть в велоспорте достаточно серьезный уровень и финансовое вознаграждение… Просто сам велоспорт очень популярен в мире, в России он только сейчас возрождается… Но именно по мировому значению – он очень сильно раскручен по Вселенной по нашей.

Казнин: А берут допинг у каждого, кто занял первое место? Сразу после победы?

Ковалев: Да, берут обязательно первую тройку и еще по выбору.

Казнин: То есть у него все время брали пробу, когда он побеждал?

Ковалев: Да.

Казнин: И ничего не находили?

Ковалев: Ничего не находили.

Казнин: Или якобы ничего не находили?

Ковалев: Или якобы ничего не находили, но он проходил каждый допинг-контроль, он был чист. Он может судится, но, как он мне сказал, он уже устал от этого всего, это длится все уже на протяжении долгого количества времени, как он прекратил карьеру, если не ошибаюсь, 3 года назад, и сейчас люди пытаются все равно что-то такое найти, просто не хотят, чтобы он вошел как легенда, как величайший человек, сейчас, в принципе, это им получилось, судя по…

Писпанен: Что в российском велоспорте творится?

Ковалев: В российском – более ровно, конечно. За каждого нельзя сказать, у каждого своя жизнь, каждый выбирает, по какому пути идти. Просто допинг – это очень серьезная вещь, это, если перевести на человеческий язык, это наркотики. Наркотики, как все знают, они очень плохо сказываются на организме в дальнейшем, и каждый человек выбирает – использовать или нет? Я не могу сказать за весь велоспорт, за весь отечественный велоспорт, что здесь у нас все так здорово и здесь у нас отличные велогонщики… Велоспорт просто сам по себе… как лошадиный вид спорта, его можно сравнить с плаваньем, с легкой атлетикой, то есть нужна специальная выносливость, общая выносливость, всевозможная выносливость, и, конечно, некоторые люди хотят схитрить, то есть обмануть соперников основных и добиться тем самым большого результата.

Казнин: Эта история показала, что каждый может потерять все?

Ковалев: Сейчас каждый, и каждый действующий спортсмен… Просто здесь конкретно выбирают людей по прошлому, в настоящем – да, в настоящем борются сейчас и здесь, а по прошлому – чисто кому-то если не нравится, тогда они выбирают человека, в ком можно порыться.

Писпанен: Я не очень хорошо понимаю, одно из обвинений в адрес Армстронга было то, что он подстрекает других спортсменов к употреблению допинга, это вообще возможно?

Ковалев: Это реально интересно, нет, теоретически возможно. Если подговорить, то и любой может… Может, и там что-то случилось. Просто я знаю эту историю, возможно, какие-то там сговоры были, возможно, их не было, возможно, просто те люди, когда начали расследование, они за какие-то тоже вознаграждения начали какие-то слова говорить, которые не происходили, возможно и такое. А когда они с ним вместе тренировались, они, вроде как, все нормально было, мы все вместе, мы команда, а когда начато расследование, то, может, кого-то шантажируют чем-то…

Я считаю, что Армстронг, возможно, что-то там и принимал, но это все прошло, что здесь рыться? Я считаю, что он очень много миллионов людей по всему миру вдохновляет своими подвигами. Лично моя точка зрения, я считаю так. Потому что многие даже не спортсмены, а любители велоспорта, которые занимаются бизнесом, но тоже принимают участие в велоспорте, они этим живут, есть какая-то легенда, они за этим тянутся, зачем перечеркивать эту легенду для многих миллионов просто по всему миру?

В спорте очень жестокая конкуренция идет, и не просто даже на каком-то стадионе, на велотреке или на велодороге, здесь идет информационная борьба, идет политическая борьба, идет всевозможная борьба, которая только может быть, я 2 раза был на Олимпиаде и как бы знаю, что это такое.

Казнин: Вы продолжите участвовать в соревнованиях?

Ковалев: Да, конечно.

Казнин: Можно с вами говорить про допинг?

Ковалев: Можете легко говорить, просто я знаю про эту тему спортивную не понаслышке, я в этом кручусь более 13-ти лет. В спорте, как и в жизни, многое зависит от удачи. То есть, может быть, ты сегодня будешь не самым сильным на велогонке, но самым удачливым, это очень большой фактор.  

Также по теме
    Другие выпуски