Потребители против "Почты России"
Потребители против "Почты России". Представители общественности сегодня выступили против главного почтового оператора страны. Его работа ухудшается с каждым годом, - считают они и в подтверждение вспоминают череду недавних скандалов, в которых оказалась замешанной "Почта".
То груз задерживается настолько, что интернет-магазины отказываются торговать с Россией, то в посылках вместо дорогостоящих компьютеров обнаруживаются камни, то вместо заявленной модернизации вскрываются коррупционные схемы.
Что ждёт эту отрасль в будущем - обсуждаем с Ефимовой Ранией, официальным представителем "Почты России" и Алексеем Самохваловым, председателем правления "Общества прав потребителя".
Писпанен: Скажите, пожалуйста, наверное, все-таки сначала, официальному представителю дадим слово, потому что действительно много нареканий. И практически у каждого человека, который пользовался услугами «Почты России», есть там наболевшая тема, о которой можно поговорить. Почему так происходит? Не хватает финансирования, или людей, или еще чего?
Ефимова: Во-первых, хотелось бы сказать о том, что нет никакой череды скандалов, есть набор стереотипов, которые периодически кочуют из одного эфира или газетного материала в другой. Например, ваш коллега сказал, что в Новосибирске что-то там подменяли. На самом деле случай был в Нижегородской области, и этот случай выявили службы почтовой безопасности «Почты России». И это только один эпизод, выявленный службой безопасности «Почты России», которая делает это систематически, и как никто другой, заинтересована в выявлении. Это не скандал, а официальное заявление пресс-службы «Почты России». И это было не в Новосибирске, в а Нижегородской области. И если мы будем путать факты, подменять какие-то фактические материалы стереотипами, мы никогда ничего не поймем. А что касается работы почты вообще, то я попробую объяснить на примере. Многие люди, проработав несколько лет, и то не понимают, что такое почта и как она работает. Всякое сравнение хромает, но я попробую объяснить на сравнении. Например, не очень понятно многим людям, как «Почта России», оказывая, будучи предпринимателем, который оказывает глубоко убыточные услуги, например, услуга универсальная почтовая услуга, она глубоко убыточна. Только в районах крайнего севера от оказания универсальной почтовой услуги, собственно почтовой услуги, предприятие несет, в 2010 году понесло убытки в 2,2 млрд. рублей. И компенсировано это было со стороны государства только примерно на 6 на 7%. Так вот, предприятие с одной стороны, глубоко несет функции, которые глубоко убыточные. Это подписка, она убыточная услуга, или вот универсальная почтовая услуга, посылки, письма. Но при этом предприятие с другой стороны, инвестирует очень большие деньги, 14 миллиардов инвестиций в 2011 году. Это на 75% больше, чем в предыдущем году, то есть предприятие постоянно модернизирует и вкладывает в автоматизированные сортировочные центры, в систему мониторинга, спутникового мониторинга GPRS-ГЛОНАСС технология. Предприятие открывает, реконструирует новые ОПС. Порядка тысячи ОПС (это Отделение почтовой связи) открываются в год по всей России, не в Москве, не только в продвинутой Москве, по всей Росси.
Казнин: А сколько теряется из общего количества отправлений?
Ефимова: Это считанное количество процентов. Если взять общий масштаб, например…
Писпанен: А давайте не будем брать общий масштаб пока. Мне кажется, если пройтись даже по телеканалу «Дождь», надо будет все-таки это сделать, и опросить всех, кто пользовался. Например, лично я, которая, так получилось, что прошлый год и предыдущий, очень много пользовалась услугами «Почты России». Мне ни разу в жизни не доставили вовремя, это всегда было с опозданием на 2-3 недели все официальные письма, что на самом деле очень сильно подводило меня. Я пропускала очень важные заседания и встречи. Во-вторых, за мою жизнь несколько посылок до меня так и не дошли. А если они доходили, то они доходили разворошенными и там не было половины из того, что мне посылали. Это правда. То есть, мне кажется, что я не единственная…
Ефимова: Мы не отрицаем, что у почты есть проблемы. Никогда не было в России такого количества входящих международных почтовых отправлений. Развитие рынка дистанционной торговли претерпевает колоссальную динамику. И почта адекватно отвечает на эти вызовы и строит, например, сети автоматизированных сортировочных центров, которые должны исключить человеческий фактор, когда что-то разворовывается. У нас, надо помнить, 380 тысяч сотрудников, мы один из самых больших работодателей по стране. И конечно, большинство из них, это добросовестные, честные и порядочные люди, которые за не очень большую зарплату работают. Но, я не договорила. Вот таким образом, представьте, что есть семья, есть мать, которая работает научным сотрудником. Ей приходится поднимать своего ребенка, отвечая на вызовы среды, на рыночные условия, например. Она начинает, вот сегодня господин Самохвалов говорил, что мы торгуем на почте, например, косметическими средствами. Так вот, для того, чтобы перекрестно субсидировать убыточные услуги, мы вынуждены зарабатывать какими-то коммерческими…
Писпанен: Какими-то там мобильниками торговать или еще чем-то?
Ефимова: И мобильниками торгуем.
Писпанен: Пожалуйста. Почему нет? Торгуйте.
Ефимова: Потому что, и финансовые услуги оказываем, потому что почта вынуждена вот эти свои убыточные услуги субсидировать. И в то же время находить средства для инвестиций, так, как глава семейства находит средства в стесненных условиях, воспитывая своего ребенка, вкладывая в его будущее. Точно также и почта, она вкладывает в свое будущее, в модернизацию. Мы уже в этом будущем, мы открываем новые ОПС, мы...
Писпанен: Позвольте не согласиться. Вы не в этом будущем. Вы действительно в очень далеком прошлом сейчас. Я провожу на почте, даже если передо мной только один человек стоит в очереди, я провожу там минимум час почему-то?
Ефимова: Я на своей почте совсем не провожу никакого времени. Приезжаю, да, иногда, бывает, мне нагрубят, но в очередях я не стою. Знаете, это слова на слова. Если у вас есть отправление, которое потерялось, давайте нам номер, и вот я лично пойду и разберусь, где это ваше отправление застряло.
Писпанен: К сожалению, это уже было год назад, их было много.
Ефимова: Потому что есть цепочка и злоупотребления возможны на любой стадии этой цепочки.
Казнин: Главная претензия все-таки не, наверное, потеря, даже не разворошенная посылка или что украденное, потому что с этим борется, наверное, и сама почта, а то, что задерживается огромное количество писем и посылок. Причем люди ждут часто по 2-3 месяца.
Ефимова: Вот когда говорят о недавних сложностях, во-первых, они были в начале 2010 года, да, действительно, бывают периодически сложные времена. И почта больше других заинтересована в том, чтобы развязать этот почтово-таможенный узел. Потому что он есть. Но это почтово-таможенный узел, это не почтовый узел.
Писпанен: На таможне у вас зеленый коридор, насколько я помню.
Ефимова: Таможня, работая с нами, нет, не зеленый коридор… Мы действительно, по Таможенному кодексу имеем первоочередное право, но это декларированное право. У вас, например, есть право на передвижение по всему миру, но вы им можете пользоваться, если только у вас есть финансы и другие условия, свободное время. Точно также и у нас, это право декларировано, но его еще надо реализовать. Поэтому, а мы сидим и ждем, когда таможенник возьмет нашу посылку в руки, и только с этого момента начинается процесс декларации. А что происходит до этого, никто не знает.
Казнин: Давайте Алексею дадим возможность сказать, потому что претензии понятны. У вас есть…
Самохвалов: «Почта России» говорит о том, что случаи кражи и другие какие-то - это отдельные эпизоды. Вероятно, это не 50% отправлений теряются, крадутся и все такое прочее. Но «Почта России» крадет наше с вами время. Она крадет наши с вами нервы, вот перед праздниками майскими 30 числа я отправил в Пенсионный фонд бумаги официальные с уведомлением о вручении, до сих пор ни уведомления о вручении, ни концов от отправления нет.
Казнин: Что вы предлагаете? Претензии известны. Он ведь не только у вас.
Самохвалов: Мы предлагаем «Почте России» улучшить свою работу без этих вот инвестиций, которые они все время требуют от нас с вами, от налогоплательщиков. 10 миллиардов, между прочим, по-моему, долларов вы хотите на модернизацию?
Ефимова: «Почта России» до сих пор инвестировала и будет инвестировать свои собственные средства, ни копейки не вложенных никем.
Писпанен: Как это «свои собственные»?
Ефимова: Собственные средства, привлеченные собственные средства. Мы прибыльное предприятие, мы более 400 тысяч заработали в прошлом году, это чистая прибыль, собственные и привлеченные.
Самохвалов: И когда «Почта России» проводит параллели и говорит, мы ни в чем не виноваты, я вспоминаю, что мы сами боремся с этим. Я вспоминаю майора Евсюкова, который расстрелял несколько человек в каком-то неадекватном состоянии.
Писпанен: Давайте не будем все-таки такие параллели, некорректные сравнения…
Казнин: Все-таки, по-вашему, в чем причина главная?
Самохвалов: Причина в том, что руководство «Почты России» настроено на акционирование и работать в нынешнем положении они не хотят. Их не устраивает то, что у них есть хорошее здание, транспорт, и другая инфраструктура, они хотят инвестиций из государственного бюджета и хотят акционироваться. И это акционирование приведет, вы сейчас скажите опять «некорректно», к такому же эпизоду, как произошло недавно с этим самым акционированным теплоходом на Москва-реке. Когда отделения в малых городах и в регионах будут закрываться, потому что акционерному обществу будет не выгодно работать с сельским населением, с малообеспеченными категориями граждан, и они не получат никаких услуг, а наша страна, к сожалению, хорошо имеет инфраструктуру хорошую, интернет и другие средства коммуникации, только в больших городах.
Писпанен: Подождите, я так понимаю, что отделений «Почты России» больше всего по стране, больше, чем даже у Сбербанка?
Ефимова: 42 тысячи отделений. Ни у кого нет такого количества.
Писпанен: У вас фантастический актив, фантастический. Так почему же вы тогда им не пользуетесь, если вы говорите, что вы даже зарабатываете?
Ефимова: Извините, можно я скажу, акционировать «Почту России» собирается государство, наш собственник - это государство. «Почта России» не хочет сама себя, не может хотеть сама себя акционировать. Это акционирование предусмотрено в концепции развития почтовой связи 2002 года. И этот план, который реализует государство. Не надо говорить о том, что «Почта России» собирается акционироваться. Решение на стороне государства.
Казнин: Коротко представлю. У нас в студии замминистра экономического развития Алексей Лихачев. Здравствуйте, во-первых. Вы как-то заинтересованно киваете.
Писпанен: У вас есть что добавить?
Лихачев: Дело в том, что я тоже пользуюсь услугами почты, но я точно совершенно знаю, что действительно одних из крупнейших, один из самых заметных вообще в российском рынке. Действительно принято решение стратегическое об акционировании целого ряда крупных унитарных…
Ефимова: Государством.
Лихачев: Подождите.
Ефимова: Извините.
Лихачев: Правительством. И это правильное решение, поскольку форма управления ФГУПом: а) достаточно консервативна; б) действительно не подразумевает стратегического развития. Принято решение, председатель правительства его озвучивал на прошлой неделе о 13 крупнейших ФГУПах, которые переходят напрямую под контроль председателя правительства, его заместителей. То есть, здесь государство должно навести порядок. Но, наведя порядок, это все-таки передать в рынок, передать в эффективное современное управление.
Писпанен: Согласитесь, это действительно может быть очень прибыльное заведение.
Лихачев: Ольга, я считаю, что тот актив, о котором вы сказали, эти сотни тысяч подразделений, это дорого стоит, это важнее, чем корпуса промышленных центров.
Писпанен: В Америке почта американская - один из главных институтов.
Самохвалов: Десятки тысяч подразделений, во-первых, а во-вторых, у вас очереди на Центральном почтамте. Люди, сдающие заказные отправления, стоят по полтора часа, когда идет сдача бухгалтерской отчетности. И если ваш менеджмент не справляется, господин Лихачев, то вы его замените. Потому что это руководство «Почты России» во главе с Киселевым, они только думают о том, как получить инвестиции, как создать совместно с почтой банк и как это все акционировать. А акционирование в нашей стране, к сожалению, так сказать достаточно сильно себя скомпрометировало. И мы видим результаты этого акционирования в других отраслях.
Писпанен: Тем не менее, посмотрим, что будет.
Лихачев: Я думаю, что вы выдаете желаемое за действительное. Если вы хотите поговорить об действительно реальной стороне акционирования, я готов, но боюсь, что нам просто времени на это не дадут.
Казнин: К сожалению, не хватит.