«Это как выдать веревку, мыло и табуреточку»: Дмитрий Потапенко о последствиях длинных майских для бизнеса

27/04/2021 - 02:41 (по МСК) Владимир Роменский
Поддержать ДО ДЬ

С легкой руки Владимира Путина уже в эту субботу у россиян начнутся длинные выходные. Они продлятся 10 дней. Такой указ на прошлой неделе подписал президент. По версии Кремля, долгие праздники нужны, чтобы остановить распространение коронавирусной инфекции. Правда, кроме введения «нерабочих дней с сохранением зарплаты», власти не предлагают новых санитарных мер. Бизнес-сообщество с настороженностью встретило предложение. И это неудивительно, ведь предпринимателям придется платить зарплату работникам, которые будут трудиться на своих дачах. Повторяется ситуация весны прошлого года. Но сейчас складывается впечатление, что тогда владельцы бизнеса гораздо острее отреагировали на нерабочие дни. Неужели сегодня предприниматели смирились с тем, что борьба с коронавирусом будет идти за их счет? Обсудили эту тему с экономистом, управляющим партнером Фонда стратегического управления Management Development Group Дмитрием Потапенко.

«Никакого мифологического работодателя в природе не существует. Что бы ни происходило, за все всегда платил и будет платить клиент. Это приводит к одной простой вещи: а) к сокращению количества товаров и услуг. Ну, к смерти нас, подонков-предпринимателей, это нормально, основная масса людей ненавидит эту когорту персонажей, потому что они все сволочи-уроды, и еще почему-то, видимо, денег больше получают. Ну и самое главное, что всегда это приводит к увеличению цены за тот товар или услугу, какую бы вы ни производили. Потому что все сейчас товары и услуги производятся непрерывным циклом, и поэтому работать, конечно, все будут, и сколько бы ни пытались люди уехать на дачу, кто-то за них в это время будет на предприятии делать их работу. Поэтому мы, естественно, с восторгом ждем, когда наконец-то мы все поедем на Байкало-амурскую магистраль, колоннами. Я надеюсь, что мы с вами будем хотя бы в одном вагоне.

Если в виде льгот воспринимать кредит — то есть, мы вам создадим маленькие, но очень нужные проблемы, а потом на это выдадим очень маленький, но хороший кредит — то назвать это помощью нельзя. Это все равно что выдать взаймы веревку и мыло, и даже табуреточку. В этом смысле нам, безусловно, помогли. Ведь ключевой вопрос — ничего безвозмездного не было в принципе выдано, потому что, действительно, все эти кредиты нужно возвращать, ключевой вопрос — как же к февралю следующего года все рассчитаются по этим кредитам? И в этот раз ничего даже не планируется, сейчас есть — пока еще — в некоторых областях, потому что мораторий сняли на банкротство в конце января этого года, по-моему, и теперь волна потихонечку раскручивается. Никто никому ничего помогать не будет в принципе. Наше место в иерархии определено, в том числе и главой государства. Как он сказал, иносказательно: по мнению многих граждан, предприниматели — это жулики. Ну а чего с жуликами разговаривать? У нас есть один человек, которого надо утопить в клозете тюремном, а предприниматели не сильно от него отбежали. Поэтому мы прекрасно понимаем свое место в этой иерархии жизни. И помощь мы ждем исключительно, в лучшем случае, знаете, что пристрелят, но хотя бы не будут мучать перед смертью».

Фото: Дмитрий Потапенко / Facebook

Другие выпуски