«Не пользуйтесь российскими соцсетями». История 23-летней Марии Мотузной, которой грозит 6 лет тюрьмы за фото
Сроки за посты в соцсетях — давно не редкость для России, но вот новый прецедент: правоохранительные органы теперь проявляют интерес не только к публикациям, но и к файлам, который пользователи сохраняют из социальной сети «ВКонтакте». Илье Шепелину удалось связаться с жительницей Барнаула Марией Мотузной, которую до суда уже внесли в список экстремистов и террористов за публикацию фото в ВКонтакте, ей грозит до 6 лет тюрьмы.
Если вы сохраните в социальных сетях две веселых картинки, то можете заработать две уголовных статьи и встретить на своем пороге в 8 утра трех оперуполномоченных с обыском. Об этом рассказала Мария Мотузная из Барнаула. И за сутки стала героем интернета.
Прочитала статью, что в предыдущем твите, стало настолько ужасно на душе, что решилась на небольшой каминг аут. Меня, к счастью, не пытали (тьфу тьфу), но, всем привет, меня зовут Маша, мне 23 года и я - экстремистка ?
— Frolová (@La72La) 23 июля 2018 г.
Тред про правовое государство и резиновую статью.
Марии 23 года, до этого сообщения у нее было несколько сотен подписчиков. Но история, которую она поведала, собрала тысячи ретвитов, и ее прочитали уже миллионы людей. Весь рассказ о том, как на нее завели дело за экстремизм, уместилась в 30 твитов.
Судебные преследования за лайки и репосты — это давно уже не новость. История Марии, если можно сказать, удивительна тем, что картинки она не выкладывала в социальных сетях, а сохраняла чужие. «ВКонтакте» для этого создает отдельный альбом. Именно этот альбом и стал, по мнению органов, орудием преступления.
Одна из картинок — это крестный ход. Золотую икону Николая Второго тащат по луже из грязи. На странице у Марии фотография сопровождалась подписью. Там была цитата, которую приписывают Николаю Гоголю о бедах России.
Нам удалось связаться с Марией и спросить у нее, как она отнеслась к своей популярности в твиттере:
Мария Мотузная: Я в диком шоке, я это писала не с целью резонанса, я на тот момент уже смирилась со своей судьбой, участью. Просто ждала суда, написала, чтобы мои друзья прочитали и как-то почистили контент, были аккуратнее, осторожнее. В итоге миллионы просмотров, сотни сообщений. Я в шоке до сих пор от того, что адвокат Соколовского Алексей взялся меня защищать — я о таком даже мечтать не могла.
Мария уже даже без приговора суда подверглась санкциям — она попала в список Росфинмониторинга экстремистов и террористов. Это означает полный запрет на использование электронных счетов и банковских карт.