Полностью слепые смогут вернуть зрение

14/05/2012 - 15:36 (по МСК) Павел Лобков
Создан протез сетчатки глаза, который не нуждается во внешних источниках энергии и передает информацию прямо в зрительный нерв, сообщает сегодня журнал Nature Phonics со ссылкой на группу исследователей под руководством Джеймса Лаудина из Стенфордского университета.

Слепые с погибшей сетчаткой теперь смогут воспринимать контуры предметов. И, если прежние разработки требовали громоздких компьютеров-преобразователей сигналов и источников питания, то искусственная сетчатка Лаудена является одновременно и солнечной батареей. Изображение же слепой получает через камеру, вмонтированную в очки. Картинка передается с компьютера на зрительный нерв в виде инфракрасных лучей, что, по словам одного из разработчиков Дэниэла Паланкера, позволит упростить операцию по вживлению импланта. Пока эксперименты проведены только на грызунах, и понадобится несколько лет, чтобы получить лицензию для опробования технологии на людях.

Подробности узнали у руководителя лаборатории тактильной коммуникации и нейрореабилитации Университета штата Висконсин, доктора биологических наук Юрия Данилова.

Лобков: Это открытие позволяет надеяться на прозрение очень многим людям, у которых погибла сетчатка. Правильно ли это?

Данилов: Надеяться, конечно, это позволит. Это, безусловно, достойный шаг вперед. Я бы не назвал это прорывом, это просто ожидаемый и вполне разумный шаг вперед в развитии технологии искусственной сетчатки. Дело в том, что и в Америке, и в Европе последние 30 лет разрабатываются различные варианты искусственных сетчаток, инфракрасное питание – это не единственный вариант решения проблемы. Но это достойный вклад, я вынужден согласиться.

Лобков: Насколько я понимаю, вы работаете над другими технологиями, которые получили почти массовое распространение. Ими, насколько я понимаю, может воспользоваться даже человек, у которого зрительный нерв погиб. Правильно ли это?

Данилов: Безусловно, то, чем мы занимаемся, называется зрительное замещение, когда мы используем другой нерв – не оптический, а тройничный, для того чтобы передать информацию в мозг. На самом деле проблема намного сложнее. Искусственная сетчатка, безусловно, одно из интересных направлений, но есть вопросы, которые искусственная сетчатка решить не может. До сих пор ученые не знают точно, как же глаз кодирует информацию. Поэтому заменить глаз искусственными компьютерами или микрочипами – мы надеемся, что это случится, но не в ближайшем будущем.

Лобков: А при помощи чего видят объекты те люди, которые используют вашу технологию искусственного зрения? Какими органами они видят, если зрительный нерв погиб?

Данилов: Тогда возникает вопрос, что такое зрение. Если вы надавите себе на глаз с закрытыми глазами, вы увидите фосфен. Вы видите свет, но его нет. Как вы его видите? Вы принимаете механическое изображение за зрительное. Это самый простой эксперимент, каждый может его провести сам с собой. В нашем случае мы делаем более замысловатую и сложную стимуляцию, с помощью которой слепой чувствует окружающую среду. У нас тоже есть видеокамеры, безусловно, должен быть оптический прибор, но с помощью этого оптического прибора человек создает ощущение среды. Мы никогда не говорили, что это абсолютная замена зрения, но зрительное поведение и, например, чтение простых слов или цифр со стен и с листа бумаги – это зрительная функция, которую человек выполняет с помощью другого канала.

Лобков: Насколько я понимаю, видеть можно и языком, и шеей, и спиной, и лбом? Есть такие приборы?

Данилов: В детстве все играли – вам рисовали что-то на спине, а вы должны были прочитать, что написано. Это самый простой пример, что кожа может служить интерфейсом, который передает информацию.

Лобков: Как вы считаете, через сколько лет новые технологии помогут всем слепым в той или иной степени видеть окружающий мир?

Данилов: Боюсь загадывать, наука развивается такими быстрыми темпами. Я думаю, что еще лет 20 понадобится. Это безумно интересная тема, к сожалению, в новостях недостаточно времени ее обсудить. Это достойное направление, но как ученый я вынужден признать, что мы еще не знаем, каким образом глаз кодирует информацию. Мы знаем, к чему это приводит, мы знаем результат, но мы не знаем процесс. 

Также по теме
    Другие выпуски