Политтехнолог Константин Калачев: кампания Андрея Воробьева будет договорной

08/11/2012 - 21:51 (по МСК) Дмитрий Казнин, Лика Кремер
Подмосковье недолго оставалось без назначенного Кремлем хозяина. Спустя два дня после того, как теперь уже экс-губернатор Московской области Сергей Шойгу был переведен на должность министра обороны, президент Владимир Путин назначил руководителя фракции «Единой России» в Госдуме Андрея Воробьева исполняющим обязанности губернатора Московской области.

Лола Тагаева – подробнее о новом главе Московской области.

Тагаева: Фаворитом на должность преемника Воробьев не назывался, сложно было определить, кого же выберет Кремль после срочной отправки Шойгу в Министерство обороны.

Очевидно, что еще вчера фигура Воробьева проходила согласование, иначе бы он был назначен исполняющим обязанности губернатора сразу же, без промежуточного назначения – на два дня – на эту должность вице-губернатора Цаликова. То, что именно Воробьев пойдет на выборы в сентября 2013 года, сейчас сомнений не остается. Вот как происходила передача власти в Подмосковье.

Владимир Путин, президент РФ: Я готов вам предложить вам другую работу, связанную с исполнительской деятельностью. Имею ввиду, вы, наверное, уже догадались, должность исполняющего обязанности губернатора Московской области.

Андрей Воробьев, и. о. губернатора Московской области: Спасибо, Владимир Владимирович, за высокое доверие. Я согласен. Я готов.

Владимир Путин, президент РФ:  Очень важный регион нашей страны – 7 млн. человек, наука, промышленность, культура. Все развито самым наилучшим образом. Но и проблем очень много.

Слухи о том, что он, сын ближайшего соратника Шойгу, Юрия Воробьева, является еще и  крестным сыном бывшего главы МЧС и нынешнего министра обороны, Воробьев прокомментировал так в студии нашего телеканала.

Андрей Воробьев, и. о. губернатора Московской области: На самом деле я занимался бизнесом, и признаюсь, не предполагал, что как-то буду вовлечен в общественно-политическую жизнь. Но он сказал, что ему нужен партнер, помощник, и меня пригласил. Я очень уважаю этого человека, и принял приглашение. С этого все началось.

Правда, пресс-секретарь президента Владимира Путина Дмитрий Песков считает, что на назначение Андрея Воробьева исполняющим обязанности губернатора Подмосковья, не повлияли его тесные отношения с Сергеем Шойгу.

Дмитрий Песков, пресс-секретарь Владимира Путина: Как правило, рекомендации дают многие, но решение принимает президент. Управленческий, организаторский опыт присутствует, энергетика необходимая присутствует, себя весьма позитивно за многие прошедшие годы зарекомендовал. Поэтому вполне соответствует необходимым параметрам.

Последние десять лет Андрей Воробьев работал в законодательной власти. Сначала – в качестве сенатора от Адыгеи. Затем трижды избирался в Государственную Думу от Красноярского края. Ходили слухи, что ему предлагали должность губернатора края, но он отказался. В 2005 году возглавил центральный исполнительный комитет «Единой России», в начале этого года ушел с этого поста на должность главы фракции партии в Думе. При этом опрошенные нами многочисленные источники в партии «Единая Россия» назвали Воробьева не самым сильным политиком, это важно – федеральный центр не раз декларировал, что после ухода Бориса Громова с должности губернатора Подмосковья, в сложном, конфликтном регионе необходимо навести порядок, однако Воробьев обладает достаточно сильными лоббистскими возможностями, и все зависит от того, насколько профессиональную он сможет собрать команду.  Опыт управления бизнесом у него есть, Воробьев – основатель группы компаний «Русское море», одного из крупнейших продавцов рыбы и морепродуктов в России. Однозначно одно – что регион оставили за Шойгу. Воробьев уже заявил, что продолжит его курс.

Перестановку в Минобороны и Подмосковье мы обсудили с нашими гостями – Сергеем Железняком, замсекретаря Генерального совета Партии «Единая Россия», вице-спикером Госдумы и Константином Калачёвым, руководителем «Политической экспертной группы».

Казнин: Сергей, вас называют одним из возможных руководителей фракции в Госдуме после ухода Воробьева. Как вы оцениваете имеющийся у вас опыт управления, чтобы занять такую должность?

Железняк: Я считаю, что это не тема сегодняшнего эфира, потому что мы сейчас обсуждаем назначение Андрея Воробьева на должность губернатора. В самое ближайшее время фракция соберется, чтобы в соответствии с нормами нашего устава прямым тайным голосованием на альтернативной основе избрать руководителя фракции. Если помните, несколько месяцев назад мы встречались здесь после моего избрания на пост вице-спикера Госдумы, которая тогда в первый раз проходила на альтернативной основе тайным голосованием. Это была настоящая конкурентная соревновательная работа. Было много достойных кандидатов. Я ожидаю, что так же будет и сейчас. Будет несколько сильных кандидатов.

Кремер: Кто сейчас, на ваш взгляд, основные кандидаты на эту должность?

Калачёв: Мы обсуждаем Воробьева или Госдуму? Мы только что обменялись мнениями с Сергеем. Я бы не хотел эту тему обсуждать. Потому что, обсуждая эту тему, мы подставляем людей. Демонстрация готовности или желание занять ту или иную должность у нас обычно приводит к прямо противоположным результатам. Могу сказать, зная Железняка, что это более чем достойная кандидатура.

Казнин: Вопрос обоим гостям. Что ближе Воробьеву: политическая деятельность или хозяйственная?

Железняк: Мне кажется, сравнение слишком некорректное. Я бы тогда говорил об организационных способностях Андрея. Это очень сильное его качество. В течение нескольких лет он был руководителем центрального исполнительного комитета партии и вел всю организационную работу и поддержку партии в стране. Поэтому он прекрасно знает территории, федеральные органы исполнительной власти. Очень хорошо знаком с руководителями страны, президент его знает по работе партии и Госдуме. Не последним было и то, что Сергей Шойгу и Андрей Воробьев вместе работали. А в Подмосковье важно не потерять преемственность и тех процессов, развитие которых сейчас активно идет.

Кремер: Было бы логично поставить на эту должность кого-то из заместителей Шойгу. Кто все это время занимался, помогал ему, вел этот курс. Почему такой странный выбор?

Калачёв: Вы видели первый комментарий Воробьева, который сказал, что будет продолжать курс Шойгу. Отношения Воробьева и Шойгу – отношения тесные, дружеские. Воробьев, с моей точки зрения, из всех возможных кандидатов самый избираемый. Сегодня мы, Политическая экспертная группа, закончили свой индекс избираемости. Сходу поставили Воробьеву самую высокую оценку, потому что, с моей точки зрения, он избираем. У других людей было бы больше проблем. Нет универсальных людей, есть универсальные команды. В команде он работать привык. Биография у него замечательная: в армии служил, диссертацию писал на тему повышения инвестиционной привлекательности депрессивного региона. Как будто знал, что станет губернатором.

Кремер: Кто еще может претендовать на место губернатора?

Калачёв: Думаю, что будет много желающих в мутной воде поймать золотую рыбку. Будут профессиональные кандидаты, выборщики. Не хочу гадать. Больше чем уверен, что кампания будет в большей степени договорной. Регион слишком важный, чтобы ставить на нем какие-то эксперименты. Ни у одной из парламентских партий серьезных претендентов на Подмосковье нет. Даже если бы они были, думаю, их бы уговорили. В любом случае в условиях конкурентной кампании Воробьев бы выиграл, безусловно.

Кремер: К чему ему стоит готовиться? К провокациям, к компромату? Что может пошатнуть его политическую карьеру?

Железняк: Добавлю еще один комментарий. Несомненно, будет одна из самых привлекательных кампаний в Московской области. Кандидатов будет много, реальных конкурентов у нашего кандидата, думаю, будет немного. Все понимают, что в регионе нужно заниматься не словами на следующий день после выборов, а решением огромного количества накопленных проблем. Их в Московской области море. Их нужно решать быстро. Любой процесс не стоит на месте. Либо развивается в позитиве, либо в негативе. Нужно опасаться того, что какие-то решения будут неэффективно исполняться – это на сегодня самый большой риск. Ни компромат, ни грязные технологии. Андрей в политике не первый день. Он прошел эти этапы давно. А вот найти быстрое взаимодействие с коллективом, с главами районов, которые привыкли к большой самостоятельности…

Кремер: Воробьев должен сделать за 9 месяцев окончательно безальтернативным кандидатом?

Железняк: В партии выдвижение на все руководящие посты идет на альтернативной основе, поэтому, когда партия будет определяться, мы будем предлагать несколько сильных кандидатов, которые путем тайного голосования должны будут соревноваться друг с другом.

Казнин: А вы дружите с ним?

Железняк: Да, конечно.

Казнин: Как он отреагировал?

Железняк: Для него это серьезный признак доверия со стороны президента. И для него важно это доверие оправдать. Это, несомненно, вызов, связанный с количеством проблем, которые необходимо решать. Но и я, и мои коллеги по Госдуме и партии, и Сергей Шойгу – уверен, и президент, и председатель партии со стороны правительства – будем находиться в постоянном диалоге с Андреем.

Казнин: Он у нас в эфире говорил, что не собирался заниматься общественно-политическими делами.

Железняк: Это было сказано про то время, когда он пришел работать вместе с Шойгу. Это было много лет назад, больше чем 10 лет назад. Сейчас, уверен, Андрей – один из самых энергичных и эффективных политиков нового поколения. Это сейчас очень востребовано и в политике, и в обществе.

Кремер: Что может пошатнуть политическую репутацию Андрея Воробьева?

Калачёв: Он вписывается в идеальный образ губернатора. Женщинам понравится однозначно. Если бы на него были чемоданы компромата, их бы вывалили уже давно. Антирейтинга у него нет. Есть проблема отношения с местными элитами. Это самая сложная проблема. Многие захотят сыграть на ослаблении губернатора. Слабая фигура дает возможность в мутной воде ловить золотую рыбку. Но у партии власти появляются сильные конкуренты там, где у нее слабые кандидаты. Я изначально отношу Воробьева к сильным кандидатам. Поэтому не думаю, что там будут сильные конкуренты. Но проблема будет в исполнительской дисциплине.

Казнин: Вы оба говорите про тяжелейшее наследство после Громова. То же самое может делать Воробьев, не решая корневых проблем, заниматься PR.

Железняк: Большинство проблем Московской области связано с тем, что посреди региона находится Москва. Она впитывает в себя все лучшие ресурсы: и человеческие, и финансовые, и организационные. В этом смысле задача и Громова, и Шойгу, и Воробьева сейчас – найти тот баланс, когда Московская область должна развиваться одновременно как самостоятельный субъект, сильный с точки зрения экономической, финансовой, промышленной, научной. При это в эффективном диалоге с Москвой.

Кремер: Подмосковный избиратель агрессивный в электоральном смысле. Согласны?

Калачёв: Он агрессивный по отношению к местным политикам, местной повестке – на муниципальных выборах. Что касается выборов в Госдуму, президентских, он вполне консервативен. Это можно использовать во время кампании. Новый кандидат не несет ответственности за старых чиновников. Думаю, новая метла будет мести по-новому.

Кремер: По-новому или, продолжая курс?

Калачёв: Продолжая курс, но есть откуда людей найти. В администрации области уже работают выходцы из ЦИК «Единой России» - насколько я знаю, господин Ильицкий отвечает за внутреннюю политику, он работал с Воробьевым. Что касается неопределенных глав, то придется разбираться, но это уже другая история.

Кремер: Как вы оцениваете в процентном соотношении проникновение «Единой Росси» в Московскую область?

Калачёв: Могут быть разные точки зрения. Я с господином Брынцаловым не знаком, но не считаю, что организация партии в Московской области одна из самых сильных. Определенные успехи там были.

Железняк: Мы есть во всех районах Московской области. Наши результаты принципиально отличаются от района к району. Задача будет – подтянуть слабые районы и не дать провалиться сильным районам.

Калачёв: Средний рейтинг по Московской области, наверное, будет ниже, чем средний рейтинг по стране. Но многие провалы партии связаны исключительно с конкретными персонами. Проблемы персонифицированы. Все исправимо. И в Московской области нет сильных организаций других партий. Есть регионы-анклавы эсеров, коммунистов… Подмосковье достаточно аполитично. 

Другие выпуски