Полиция зачистила #ОккупайГези и протест перешел на улицы Стамбула
Эрдоган выполнил обещания и полиция с максимальной брутальностью ликвидирует лагерь протестующих на площади Таксим и в парке Гези. Рано утром, тысячи протестующих собрались в Стамбуле и направились к площади Таксим и парку Гези, откуда ранее полиция разогнала демонстрантов. Об этом сообщает Reuters.
По некоторым оценкам, на улицах собралось до 50 тысяч человек. Демонстранты начали строить баррикады на ведущих к площади Таксим улицах и блокировать проезд своими автомобилями. Полиция активно применяет слезоточивый газ и взяла штурмом диван-отель, где размещался импровизированный госпиталь, в котором, симпатизирующие манифестантам, врачи оказывали пострадавшим медицинскую помощь. О драматическом ускорении событий в Турции корреспондент ДОЖДЯ Егор Максимов.
За несколько часов до этой операции премьер-министр Эрдоган предложил всем добровольно покинуть площадь. Но демонстрантам такая идея не понравилась, они остались. И ближе к ночи полиция начала спецоперацию.
Отряды бойцов вошли в лагерь протестующих в парке Гези, это местный #Оккупай. И начали разгонять всех, кто там был. В дело пошли гранаты со слезоточивым газом и водометы. Полицейские не просто выгоняли демонстрантов, они старались разрушить лагерь, сломать палатки. Операция прошла очень быстро, буквально за полчаса – все-таки силы были неравны.
Участница демонстрации: Эрдоган не может терпеть демонстрации, поэтому ему пришлось разогнать наш лагерь в парке Гези, но мы - братья и сестры, он должен это понять, а он ведет себя как диктатор. Вся Европа видит, что он творит.
Причем Эрдоган раньше много говорил, что накажет полицию за чрезмерное употребление силы. Видимо, об этом минувшей ночью немного забыли. Люди, которых выгнали из парка Гези, не разошлись по домам. Наоборот, к ним присоединилось еще больше человек. Всего в центре Стамбула по некоторым данным собрались 50 тысяч демонстрантов. Они прошли маршем по центральным улицам города. Полиция подходы к парку Гези перекрыла, но столкновения начались на других улицах в центре. Люди строили баррикады, перекрывали дороги машинами, жгли костры. Некоторые СМИ сообщают, что полиция в ответ даже начала использовать резиновые пули. Очевидцы говорят, что это была худшая ночь с самого начала протеста.
Некоторые демонстранты укрылись в отеле. Там же был импровизированный медпункт. Полиция ворвалась внутрь, и атаковала всех слезоточивым газом. Медработники говорят, что, всего за две недели протеста, были ранены уже пять тысяч человек. Сейчас протесты продолжаются не только в центре города, но и на окраинах Стамбула – люди разбирают брусчатку, ломают заборы. Протесты есть и в других городах, особенно в Анкаре. Турецкие профсоюзы призывают устроить в понедельник общую забастовку.
С нами на связи спецкор «Новой газеты» Елена Рачева.
Рачева: Практически все улицы блокированы полицией. Когда я в последний раз пыталась выйти на улицу ночью, туда невозможно было пройти. Говорят, что где-то еще на окраинах города есть бои, но там нет журналистов, нет камер.
Лобков: Это значит, что протест растекается на огромный многомиллионный Стамбул. Европейская часть Стамбула отрезана от азиатской, прекращено движение паромов через Босфор и перекрыто движение по мосту. Полиция старается изолировать протест?
Рачева: Да. Паром отключали в предыдущие дни протеста. Есть фотографии громадных толп, которые движутся в европейскую часть из азиатской, причем сначала пытались проехать на машинах через мост, против машин стали использовать слезоточивый газ. После чего люди пошли пешком, весь мост был заполнен народом, дальше люди пришли в европейскую часть и, видимо, там уже были как-то рассеяны. Такое ощущение, что шли не 50 тысяч человек, а гораздо больше. Мои знакомые с разных концов Стамбула рассказывали, что в их кварталах тоже создавались баррикады, люди выходили на улицу, пытались пройти в центр.