«Политические наркотики»: как в Чечне сажают нелояльных журналистов и правозащитников

12/01/2018 - 18:37 (по МСК) Ольга Гладышева
Поддержать ДО ДЬ

Оюб Титиев был задержан в Чечне 9 января. Силовики заявили, что у него было найдено около 180 грамм марихуаны. Сам Титиев на заседании суда заявил, что пакет с наркотиками ему подбросил под пассажирское сиденье один из силовиков. В «Мемориале» связывают арест Титиева с его правозащитной деятельностью и местью со стороны чеченского руководства. По словам главы Комитета против пыток Игоря Каляпина, это обвинение абсурдное, так как Титиев ведет здоровый образ жизни, не пьет и курит и в то, что он мог хранить наркотики не верит никто из его знакомых. И это уже не первый случай, когда политическим активистам в Чечне подбрасывают наркотики. Подробнее о других историях — в материале Ольги Гладышевой.

Оюб Титиев — глава чеченского подразделения правозащитного центра «Мемориал», Жалауди Гериев — корреспондент «Кавказского узла», Руслан Кутаев — общественный деятель. Всех их объединяет одно — они были задержаны в Чечне с наркотиками, а правозащитники утверждали, что вещества им подбросили.

Член СПЧ и глава Комитета против пыток Игорь Каляпин: Трудно вообще кому-то в Чеченской республике поверить, что такие люди, как Кутаев или как Титиев, могут иметь хоть какое-то отношение к  наркотикам. Люди уже далеко не молодые, люди, ведущие очень праведный и правильный образ жизни, люди, занимающиеся спортом. В конец концов, они просто с брезгливостью к таким вещам всегда относились. Я уж не говорю про наркотики, а просто к алкоголю и табаку. Сколько я нотаций по поводу своего курения выслушал!

В 2014-ом году у Руслана Кутаева нашли три грамма героина, после чего обвинили в хранении наркотиков. Общественник отсидел четыре года в колонии, а в конце прошлого года вышел на свободу.

Общественный деятель Руслан Кутаев: После того, как меня осудили по надуманному предлогу – наркотики, по всей вероятности, им это понравилось, следом пошел Гериев и вот сейчас Титиев. Напрашиваются аналогии с Советским Союзом, когда диссидентов, правозащитников сажали, через сумасшедший дом проводили. Вот сейчас сумасшедший дом в Чеченской республике заменили наркотиками. 

Чеченского журналиста Жалауди Гериева 1993 года рождения приговорили к трем годам колонии по той же статье, что у Кутаева – незаконное хранение наркотиков. Якобы при задержании у Гериева обнаружили большой пакет марихуаны.

Так называемые «политические наркотики» — это редкость. По словам Павла Чикова, правоохранительные органы уже давно не подбрасывают наркотики для статьи «хранение», а в последние годы переориентировались на «сбыт», однако в Чечне картина резко отличается от общероссийской.

Руководитель международной правозащитной группы «Агора» Павел Чиков: Чеченские три года за хранение марихуаны явно выбиваются из общего многолетнего контекста по всем делам, связанным с наркотиками. Здесь прослеживается четкая линия на дискредитацию этих людей внутри чеченского общества, потому что там есть фактор ислама, потому что одурманивание мозга различными психоактивными веществами – это то, что ислам не признает. Это считается запрещенным, поэтому у этих людей изымаются не боеприпасы, оружие и патроны, как это делается в соседней Ингушетии или Дагестане, а именно наркотики.

По тому же сценарию на прошлой неделе со 180-ю граммами марихуаны был задержан и Оюб Титиев, сейчас он арестован на два месяца. В суде Титиев рассказал, что наркотики ему подбросил сотрудник полиции. По словам его адвоката, они уже написали заявление в Следственный комитет о возбуждении уголовного дела против правоохранителя.

Петр Заикин, адвокат Оюба Титиева: Оюб – очень мужественный человек. Он уже не только своим друзьям, но и некоторым коллегам высказывал опасения по поводу того, что к нему в последнее время повышенное внимание, и это может закончиться достаточно нехорошо. Морально он был готов к такой ситуации. Несмотря на понимание им всей сложности ситуации, он не прекращал свою работу, занимался теми проектами правозащитными, которые к тому моменту запустил, вместо того, чтобы показать слабость и заботиться о собственной безопасности.

Два года назад в Грозном разгромили офис «Комитета против пыток», с тех пор он действует исключительно через мобильные группы. Отделение «Мемориала» в республике работает с 2000 года. Все это время чеченские власти обвиняли правозащитников в западном финансировании и влиянии. Можно сказать, что Оюб Титиев возглавлял единственную оставшуюся в Чечне правозащитную организацию.

Сейчас именно «Мемориал» и Титиев как руководитель «Мемориала» оказались на этом внешнем периметре, оказались на краю. В свое время зачистили «Комитет против пыток», мы были вынуждены оттуда офис убрать, а сейчас на этом краю, на этом нижнем периметре оказался Титиев. 

Фото: DepositPhotos

*По решению Минюста России Международная общественная организация «Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество „Мемориал“» включен в реестр СМИ, выполняющих функции иностранного агента.

Также по теме
    Другие выпуски