Поле чудес в Крыму: кому в республике списали украинские кредиты
29 ноября во втором чтении депутаты крымского Госсовета утвердили закон, который позволяет списать долги по кредитам, взятым до присоединения Крыма, в украинских банках. Возможность «забыть всё» получают те, кто брал кредитов не более чем на 5 миллионов рублей. Плюс — неработающие пенсионеры, родители одиночки и неработающие инвалиды. Это, наверное, приятная новость для двухсот тысяч должников. Евгения Котляр выяснила, насколько весь этот праздник законен и что делать не заемщикам, а вкладчикам, которые с 2014 года продолжают пытаться вывести свои вклады.
29 ноября власти Крыма пообещали списать долги по кредитам в украинских банках. Но не всем — только физическим лицам, чей долг не превышает пять миллионов рублей (по состоянию на март 2014 года).
Людмила Мохова, начальник пресс-службы госсовета Крыма: Кредиты списываются только частным лицам. Не юридическим. Там есть механизм погашения этих вот долгов, списания. Все в законе прописано. У нас идут разъяснительные работы. У нас на телеканале «Первый крымский» проходили неоднократно ток-шоу.
На крымском телевидении действительно популярны программы о вкладчиках и заемщиках — у каждого своя проблема, прецедента безболезненного решения которой пока не существует. Но по словам экономиста Сергея Алексашенко, закон, который приняли во втором чтении в Госсовете республики Крым, больше похож на анархию.
Сергей Алексашенко, экономист: Если это будет принято, то, я считаю, граждане РФ могут требовать списания долгов перед российскими банками, потому что, собственно говоря, а почему нет? Если одним можно списывать долги, причем по решению областного законодательного собрания, почему другим нельзя? Это какая-то анархия законодательная, экономическая.
Но если с заемщиками галочка, пусть и такая неоднозначная, поставлена, то что делать крымским чиновникам с вкладчиками, не ясно. Учитель русского языка и литературы из Ялты — Оксана Кравченко, как и многие на полуострове, в короткий срок оказалась вынуждена разбираться в судебной терминологии.
Оксана Кравченко-Стигореско, член правозащитного комитета «Дело чести»: Я очень радовалась тому, что пришла Россия. Резко изменился уровень жизни, в худшую сторону. Почему? Потому что законы, которые приняты были в обеспечении интересов крымчан после прихода в Крым РФ, не работают на территории Крыма.
Правозащитный комитет «Дело чести» занимается всеми подобными историями. Обращаются и заемщики, и вкладчики, отработанной системы урегулирования таких споров нет. После вхождения Крыма в состав России подавляющее большинство украинских банков ушло с полуострова. И с 2014 года проблемы простых жителей множатся. На ютуб-канале комитета выложены примеры того, как в судах идут споры по схожим делам. Также украинские коллекторы атаковали заемщиков, которые перестали быть их согражданами.
Виктория Жуковская, руководитель координационного совета «Дело чести»: Орудуют серые коллекторы, серые фирмы или серые лица, как написано в законе, имеющие право требовать. Права они не имеют требовать, потому что они привозят документы, не подтвержденные госструктурами Украины.
Глава Крыма Сергей Аксенов еще до решения крымского госсовета призывал не платить украинским банкам долгов.
Сергей Аксенов, глава республики Крым: Эти долги будут выплачиваться только после того, как между Российской Федерацией и Украиной будет достигнуто соответствующее межгосударственное соглашение. Мой совет всем коллекторам — не искать в Крыму приключений.
По словам членов комитета «Дело чести», к ним обращаются люди, чьи квартиры, взятые в ипотеку, сейчас арестованы. Чтобы получить справку о снятии ареста, украинская сторона требует самых разнообразных доказательств — например, справку об отказе от российского гражданства.
По предварительной оценке, долги есть примерно у двухсот тысяч жителей Крыма. И сейчас этими проблемами в Крыму занимается Фонд Защиты Вкладчиков, который должен связываться с украинскими банками напрямую и выплачивать долги крымчан.
Фото: DepositPhotos