Подушка Гречик — гомосексуалист. Почему Минкультуры запретило детский спектакль

10/06/2014 - 00:31 (по МСК) Лика Кремер, Павел Лобков
Поддержать ДО ДЬ

Министерство культуры запретило к показу два спектакля на Московском международном книжном фестивале. Под цензуру попала детская постановка по пьесе «Душа подушки» Олжаса Жанайдарова и взрослый спектакль по пьесе Максима Курочкина «Травоядные». Обе постановки являются программой интернет-издания Colta.ru.

О цензуре программы московского книжного фестиваля Министерство культуры известило организаторов письмом. За подписью первого замминистра Владимира Аристархова, оно адресовано нескольким кураторам книжного фестиваля, а также его пиар службе. В письме говоритс: «По имеющейся информации в пьесе „Душа подушки“ могут быть усмотрены признаки пропаганды гомосексуализма среди несовершеннолетних. Пьеса „Травоядные“ содержит нецензурную брань. Содержание обеих пьес противоречит принятым в российской культуре традиционным нравственным ценностям».

Краткое содержание пьесы «Душа подушки» таково. Детский сад. После тихого часа, пока дети едят печенье с молоком, подушки рассказывают друг другу детские сны. Не видел снов только новенький – не похожий на другие подушки гиппоалергенный Гречик. Раненый при транспортировке подух истекает гречневой крупой и того гляди испустит дух. Тогда его отправят в подушкин ад — подвал. Гречик близок к отчаянию, но тут его находит мальчик, маленький аллергик — такой же одинокий, как и Гречик.

Оба спектакля должны были быть показаны в рамках программы интернет издания Colta.ru. Его главный редактор Мария Степанова в интервью «Дождю» рассказала, что письмо от Минкультуры получило движение Международный мемориал – вместе с ним Colta должна была делить на фестивале один шатер.

Мария Степанова, главный редактор Colta.ru: Письмо это пришло Мемориалу, Мемориал его переслал мне. Я позвонила в ЦДХ, попыталась задать какие-то вопросы, мне было сказано, что, действительно, пьесы к показу запрещены, что составляется некое официальное письмо, чтобы нашу редакцию как-то поставить в курс дела и что мне перезвонят. Два слова о самих пьесах. «Душа подушки» - это душераздирающая, трогательная, нежнейшая пьеса о детях в детском саду. Честно говоря, изощренный ум надо иметь, чтобы предположить, что эта коллизия имеет в виду именно гомосексуальную проблематику. Эта пьеса учит толерантности. Толерантность, очевидно, теперь воспринимается как нечто опасное для душевного здоровья россиян. В сложившихся обстоятельствах, конечно, мы отменим уже не только пьесы, которые нам запретили показывать, но и круглые столы, которые мы собирались устраивать.

Пьеса же Максима Курочкина «Травоядные» попадает под закон о запрете мата в театральных постановках.

Обе пьесы для показа на московском книжном фестивале отобрала театральный критик, арт-директор центра имени Мейерхольда Елена Ковальская. В апреле этого года она, как и еще несколько человек (среди них драматург Иван Вырыпаев и театральный критик Роман Должанский) были исключены из экспертных советов Министерства культуры по поддержке современного искусства. Тогда же в газете «Культура» вышла статья, в которой говорилось, что «бюджетные средства тратились на чернуху, матерщину, порнографию, на бездарное шаманство под вывеской инноваций. На все, что развращает зрителя, вгоняет его в депрессию, убивает в человеке живые чувства, создает образ России как страны унылой и бесперспективной». В той статье как раз и были объявлены опасными пьесы Душа подушки и Травоядные, поддержанные когда то самим же Министерством культуры.

Куратор программы Colta.ru на книжном фестивале Елена Ковальская дала ДОЖДЮ письменный комментарий по поводу отмены спектаклей:

Елена Ковальская, театральный критик: Как гражданин, я сочувствую нашему обществу. Его лишают выбора в культуре. Как жалостливая женщина, сочувствую Минкультуры. Ведь некоторое время назад ведомство поддержало обе пьесы. Теперь Минкульт отрекается от них и повторяет определения, которые этим пьесам дала «Культура». Тем самым признает частную газету своим рупором, а себя – исполнителем некой частной воли.

Отметим, что в своем письме Министерство культуры просит организаторов книжного фестиваля рассмотреть целесообразность показа данных спектаклей, при этом в следующем предложении угрожает отозвать свое согласие быть патронатом фестиваля в случае неисполнения этой просьбы. Дозвониться до директора Центрального дома художника, организатора книжного фестиваля Василия Бычкова, «Дождю» не удалось – ни на звонки, ни на сообщения он не ответил.

Что касается выбора постановок, которые подверглись цензуре, то главный редактор Colta Мария Степанова не исключает, что это мог быть и наезд на издание – как на независимое СМИ, в котором работают многие сотрудники закрытого портал  OpenSpace. Действия Минкультуры могли быть и продолжением критики, высказанной газетой «Культура». Но хуже всего, говорит Мария Степанова, что, судя по формулировкам письма, где говорится, что, по имеющейся информации, в пьесе могут быть усмотрены те или иные признаки, чиновники Минкульты эти пьесы даже и не читали, а действуют превентивно.

Спектакль «Душа подушки» должен был пройти в постановке главного режиссера Театра кукол им. С. В. Образцова Бориса Константинова, а «Травоядные» –  в постановке главного режиссера Театра кукол республики Карелия Натальи Пахомовой. Московский международный книжный фестиваль откроется 11 июня и продлится четыре дня.

*По решению Минюста России Международная общественная организация «Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество „Мемориал“» включен в реестр СМИ, выполняющих функции иностранного агента.

Другие выпуски