«Одним росчерком пера сделали монополию»: как от таможенного проекта «Почты России» пострадают все
«Почта России» запустила пилотный проект по онлайн оплате пошлин на товары из зарубежных интернет магазинов. С какими именно магазинами сотрудничает российская почта, пока не известно, но в компании заявляют о том, что к проекту присоединятся «все крупнейшие игроки рынка». Пока «Почта России» — единственный уполномоченный собирать пошлины оператор. С первого января пошлиной стали облагать покупки в зарубежных интернет магазинах, если их общая стоимость в месяц превышает 500 евро или общий вес больше 31 килограмма. В этом случае покупатель должен заплатить 30% от стоимости товара, превышающей норму в 500 евро, или не менее четырех евро за каждый килограмм в случае перевеса. В следующем году порог беспошлинного ввоза интернет покупок снизят до двухсот евро, но обсуждают и цифру сто евро. Что это значит для нас с вами, уже давно привыкших к интернет-покупкам? Узнали у президента Национальной ассоциации дистанционной торговли Александра Иванова.
Александр, первый вопрос: мы же оформляем на разных сайтах. Это и AliExpress, это и eBay, это огромное количество всяких разных сайтов, где мы что-то покупаем. И способ доставки зачастую определяется нами тоже, это в редких случаях «Почта России», потому что мы знаем о ее надежности. Насколько это все реально, учитывая то, что уже сформировалась такая диверсифицированная форма покупок, что через какую-то одну центральную таможню пропустить невозможно это все?
Вы отчасти правы, безусловно. Дело в том, что действительно там обычно цепочка доставщиков, да. Используются разные склады, разный транспорт разных компаний. То есть «Почта России» или любой другой перевозчик ― это, собственно, та компания, которая выстраивает эту цепочку перевозок и отвечает за груз на всей протяженности.
А в общем насколько эта идея продуктивная? Потому что она, с одной стороны, конечно, пополняет бюджет, с другой стороны, и так все дорожает, и мы видим, что НДС вырос всего на 2%, а подорожание уже составило больше 2%. Не добавит ли это раздражения дополнительного?
Павел, давайте разделим вопрос на две части, если можно, да, потому что первая часть ― это некоторая история, которая связана с тем, что почта стала собирать платежи. Это здорово на самом деле, это очень удобно для покупателя, что ему не надо бегать по десяти инстанциям, а и получить посылку, и оплатить пошлину в случае ее возникновения можно в одном месте. Мне не очень нравится, что это исключительная прерогатива «Почты России». У нас очень много перевозчиков. Вот из этого хорошего конкурентного рынка вдруг одним росчерком пера сделали монопольный. Это неправильно.
А есть вторая история. Вы вот произнесли такую фразу, которая называется «пополнить бюджет». Нет, бюджет не пополнится, бюджет проиграет от этих взиманий. Собственно говоря, есть опыт всего остального человечества, которое пробует как-то взимать эти пошлины. Эти пошлины убыточны для бюджета, потому что администрирование этих платежей, ― а это очень маленькие платежи, как правило, у нас в среднем в прошлом году средняя цена покупки в зарубежном интернет-магазине была 9 долларов. Так вот, стоимость обработки одного такого платежа выше той суммы, которую бюджет получает. Весь мир тратит на это деньги.
То есть получается, что это вообще убыточный проект?
Да, это убыточный проект однозначно, никаких сомнений, конечно.
Сейчас 500 евро раз в месяц. Многие ли люди покупают каждый месяц на 500 евро? Это ведь касается очень небольшого количества людей.
Да, безусловно.
Потому что покупают крупные вещи…
Да, вы правы, так и есть. И пока на самом деле урона шопоголики не понесли. Слово «шопоголики» мне, правда, не нравится, тут надо говорить о наших согражданах, покупателях обычных, да, потому что покупают дешево не оттого, что… Как бы не от хорошей жизни, как мы понимаем.
И в зарубежные интернет-магазины зачастую ходят для того, чтобы купить действительно что-то подешевле, потому что подороже можно и за углом.
Да-да-да, конечно, именно так.
И это удар прежде всего еще по молодой, наиболее прогрессивной части покупателей, потому что именно молодые люди чаще всего покупают все через интернет-магазины, а не ходят в обычные. Может ли быть, что это вообще лоббизм со стороны крупных торговых сетей? «Сделаем интернет-торговлю невыгодной, и тогда люди будут ходить в ЦУМ, люди будут ходить еще куда-то, в торговые центры, которые простаивают без арендаторов».
Да. Помните этот замечательный анекдот? «Мы же для вас, козлов, торговых центров понастроили, а вы стали гулять налево», да. Вы правы. Давление торговых очевидно, оно есть, это их фантазии. Если мы посмотрим на реально складывающуюся картину, то при 500 евро за месяц как-то еще, наверно, все выживут, да.
Если дальше эта норма будет уменьшаться, а она будет уменьшаться, мы знаем, то проиграет и бюджет, и граждане страны. Это делается никак не в их интересах, они будут платить дважды: один раз они будут платить как налогоплательщики за содержание, за администрирование этих посылок, да, потому что оно будет убыточно, а второй раз из своего кармана пошлину. И проиграет бизнес в конце концов, потому что на сегодня вот эта трансграничная торговля ― это основной драйвер роста электронной коммерции.
Да, и к тому же появляются еще разнообразные приложения. В проекте «Русские норм!» был один из авторов приложения, которое использует новых челноков. Вот как сейчас в фейсбуке спрашивают, не летит ли кто-то из Америки в Россию или, не знаю, из Австралии в Японию, нужно с собой что-то передать. То есть, по сути дела, это приложение интегрирует людей, которые зарабатывают копеечку, в том числе и потому что что-то перевозят небольшое. То есть фактически новые технологии обходят эти таможенные пошлины со всех сторон.
Наше государство приготовило удар и для тех людей, которые покупают за рубежом, да, просто привозят с собой что-то, купленное за рубежом. Вы поехали в командировку, купили какой-то пиджак, который, как показалось таможеннику, стоит дороже 500 евро, и вы обязаны будете заплатить пошлину.
Фото: Кирилл Кухмарь / ТАСС