Почему Верховный суд смягчил наказание одной из осужденных по делу об убийстве Маркелова и Бабуровой

27/01/2022 - 18:18 (по МСК) Михаил Шевелев, Тихон Дзядко
Поддержать ДО ДЬ

Верховный суд отказался отправить на пересмотр дело неонацистов Евгении Хасис и Никиты Тихонова. Они осуждены за убийство адвоката Станислава Маркелова и журналистки «Новой газеты» Анастасии Бабуровой. Хасис срок заключения сократили до 17 лет. Это означает, что она может выйти из колонии через четыре с половиной года. 27 января процесс был первой за много лет возможностью увидеть осужденных еще в 2011 году неонацистов. В Верховном суде побывал корреспондент Дождя Михаил Шевелев.

Последние заседания в апелляционных инстанциях по делу Тихонова и Хасис проходили в 2014 году. С тех пор они были в колонии, сегодня — по видеосвязи.

Причина сегодняшнего заседания — прошлогоднее решение ЕСПЧ. Там сочли, что присяжные, выносившие приговор Тихонову и Хасис были предвзяты, в частности, во время процесса имели доступ к СМИ. На сегодняшнем и предыдущем заседаниях опросили пять человек из той коллегии, все они отрицают, что на них оказывалось какое-либо давление. Защита осужденных настаивала на необходимости полного пересмотра дела. «Я прошу суд отправить дело на новое рассмотрение, так как коллегия была не беспристрастна», — сказал Тихонов во время суда. Хасис, в свою очередь, отметила, что не винит присяжных, потому что в то время «информация была везде». 

Анна Добрачева входила в коллегию, но вышла из нее и дала интервью «Московскому Комсомольцу». В котором, в частности, говорила: Я не верю, что Тихонов мог стрелять в упор в человека». Судя по всему, решение ЕСПЧ связано именно с фигурой Добрачевой. Сегодня она в суде не выступала.  

А специальный корреспондент «Новой газеты» Сергей Соколов рассказал: «Одна из присяжных по странным, для меня по крайней мере, основаниям вышла из состава жюри, начала раздавать интервью журналистам и рассказывать о том, что в коллегии присяжных все плохо. У меня особого доверия к этому не было, учитывая, то обстоятельство, что защита Тихонова и Хасис вела себя в процессе весьма грязно. И вот тут неожиданно какая-то прозревшая присяжная. Мне кажется, это весьма сомнительным». 

Сегодня Верховный суд не встал на сторону ЕСПЧ и отказался отправлять дело на пересмотр, но постановил приговор изменить — Тихонова освободить от наказания по статьям о незаконном обороте оружия подделке документов, но оставить пожизненный срок, а Хасис сократить срок на год, до 17 лет заключения. В «Новой газете» уже поприветствовали это решение. Главный редактор издания Дмитрий Муратов, получая Нобелевскую премию мира в прошлом году, говорил, что это премия всем убитым журналистам газеты, в частности, и Анастасии Бабуровой. 

Убийство Бабуровой и Маркелова произошло в самом центре Москвы на Пречистенке, 19 января 2009 года. Они тогда выходили с пресс-конференции, убийцы выстрелили в них из пистолета Браунинг. Маркелов, которому на тот момент было 34 года, скончался на месте, 25-летняя Бабурова — позже в больнице. Станислав был адвокатом, защищал антифашистов. Бабурова писала о них для «Новой газеты». Мотив убийства — политическая ненависть. Каждую зиму в Москве проходят акции памяти убитых, но если раньше это были шествия, то в последние два года мэрия их не согласовывает, ссылаясь на коронавирус, поэтому люди просто приносят цветы на место убийства. 

Фото на превью: @dkaminev / Дождь

Другие выпуски